Туркменистан, до недавнего времени, был относительно благополучной республикой на фоне других республик бывшего СССР. Но в последние 10 лет произошел катастрофический обвал уровня жизни населения и сейчас Туркменистан на грани экономического фиаско. Как же так произошло?
Начиналось все неплохо. Казалось, что политика национализма и изоляционизма дает свои плоды. Все богатейшие ресурсы Туркмении были сосредоточены в руках одного человека - президента Туркменистана - бывшего Первого секретаря коммунистической партии ТССР. Многие с удивлением увидели, что скрывалось под маской коммунистического благочестия. Человек, который сладко пел о коммунизме и своей любви и преданности Москве, в одночасье стал самым обыкновенным средневековым феодальным ханом с абсолютной и ничем неограниченной властью. Для всех стало очевидно, что партийная элита управлявшая СССР в Москве, вместо мозгов имела навоз, в лучшем случае, раз ставила на местах таких лидеров республик. Тем не менее, первые 20 лет независимости Туркмении (бывшей Закаспийской области России) прошли относительно благополучно. Численность населения сокращалась, вместе с убывающими, наиболее способными и молодыми кадрами уезжали и амбициозные люди способные составить оппозицию режиму. Убыль трудоспособного населения помогала решать проблему безработицы без необходимости развивать бизнес. На оставшихся, доходов от продажи газа, вполне хватало, можно было особо не думать о развитии экономики или эффективном гос. строительстве. С помощью политики местечкового национализма удалось на первых порах сплотить вокруг президента преданных этнократов и часть интеллигенции, которая всегда особенно падка на националистическую демагогию.
Первыми уехали 500 000 русских и русскоязычных, для которых русская культура была частью среды выживания. Утратив возможность жить и растить детей в привычной культурной среде, они фактически стали этническими беженцами. Власть манкуртов в РФ-ии занятая бандитским грабежом наследия СССР, во главе с вечно пьяным президентом, взирала на русских беженцев с глубоким безразличием. Следующей волной стали экономические мигранты - 1 млн. молодых туркмен уехали в Турцию (по данным турецкой стороны), так как все немногочисленные места при власти и в системе распределения материальных благ, были заняты, и им просто не нашлось места.
И вот грянул гром. Сначала был расторгнут контракт на поставку газа в Иран, так как Иран видя с кем имеет дело - насколько слабый перед ним партнер, просто начал забирать газ бесплатно взамен предоставляя что-то типа гуманитарной продовольственной помощи - самые бросовые и некачественные товары по ценам завышенным в 10 раз. Затем был подписан невыгодный и неравноправный договор с Китаем, на поставку газа, по которому за все платит Туркменистан и ничего не получает за свой газ. Другого результата и ожидать было наивно, так как в гос. аппарате просто не осталось грамотных профессионалов и некому было защищать интересы республики. И наконец под самый занавес, был расторгнут договор с Газпромом, опять же по той причине, что некому было лоббировать интересы туркменской стороны, а Газпрому нет никакой выгоды перепродавать чужой газ, так как и своего хватает, а рынок сбыта ограничен.
Туркменистан остался без денег и без человеческих ресурсов - голая пустыня во всех смыслах слова. Уехавшие специалисты и молодежь в современный Туркменистан разумеется уже никогда не вернутся. Более того за последние 10 кризисных лет уехали еще 500 000 человек и отток населения продолжается. Оставшиеся 1,5 млн. человек оказались буквально на грани голодной смерти. Газпром в этой ситуации сделал жест доброй воли - надо думать это жест Президента России, и согласился закупать ненужный ему газ взамен на гуманитарную, в основном продовольственную помощь. Но это уже никак не спасет Ашхабад. Жизненный уровень населения упал в 20 раз. Если 10 лет назад средняя зарплата составляла 300 дол. то сейчас 15 дол, и даже эти копейки люди не могут получить - растет задолженность по зарплатам, в том числе и у чиновников. При этом безработица в некоторых районах достигает 50%, а среди молодежи до 80%.