На протяжении всей истории люди разрабатывали сложные способы увековечения памяти мертвых: пирамиды Египта, готические мавзолеи Европы, Тадж-Махал в Индии. То, что некоторые скорбящие считают значимым, другие называют мрачным. В Европе и Америке XIX века «фотография смерти» создавала портреты умерших в реалистичных позах; в тибетском буддистском обряде, известном как погребение в небесах или бычий дар (милостыня для птиц), земные останки предназначены для кормления стервятников.
Понятия о почитании мертвых определяются многими факторами - культурой, традициями, географией, религией. Но понятие - это одно, а исполнение - другое. В каждую эпоху доступная технология определяет наш выбор мемориальных опций.
Перекрестки смерти и техники давно были перепутаны. В эти первые годы 21-го века они становятся действительно интересными. Инновации проникают повсюду: цифровые памятники в социальных сетях, экологически чистые варианты зеленого захоронения, даже интерактивные надгробия.
Среди технически сложных вариантов для современных потомков выделяется один, как действительно необычный. Благодаря потрясающим достижениям в области промышленного машиностроения мы теперь можем синтетически воссоздать колоссальные геологические силы, чтобы сформировать нашу конечную судьбу на этой планете. Это невероятно и экстремально: мы можем превратить наши останки в алмазы. Настоящие бриллианты.
Несколько компаний по всему миру в настоящее время предлагают услуги семьям, которые имеют желание и ресурсы, чтобы увековечить память своих близких, возможно, самым постоянным способом. Швейцарская компания Algordanza является одной из них.
Используя высокотехнологичные машины для тяжелой промышленности, инженеры могут превратить углерод из пепла человека в алмазы, которые физически и химически идентичны природным алмазам. Геологический процесс, который в противном случае занимает сотни миллионов лет, теперь может быть выполнен за несколько недель.
Это работает так: после кремации семья погибших отправляет полкилограмма пепла в лабораторию Algordanza в Швейцарии. Ученые обрабатывают пепел, чтобы извлечь чистые углеродные элементы и удалить другие примеси. (Оставшийся пепел доставляется обратно.) Затем Algordanza использует те же инструменты, которые Мать-Природа использует для изготовления алмазов: тепло и давление.
На следующем этапе углеродная зола превращается в графит, стабильный аллотроп углерода, в котором атомы упакованы в плотные плоские листы. Затем углерод оседает на долгую выпечку в машинах высокого давления и высокой температуры (HPHT) Algordanza. Температура поднимается до 1315 градусов по Цельсию. Для сравнения рассмотрим, что чугун плавится при температуре около 1200 градусов.
Далее идет давление. Внутри машины HPHT система кубических прессов прилагает усилие 612 тысяч тонн на квадратный метр на графит, постепенно изменяя молекулярную структуру и превращая углерод в чистый алмаз.
Внесу немного ясности, эти алмазы не просто похожи на природный алмаз; они идентичны вплоть до атомного уровня. Появившийся драгоценный камень может быть сохранен в его грубом состоянии или вырублен и отполирован специалистами Algordanza.
Вся операция - от первоначального получения пепла до окончательной доставки алмаза - обычно занимает от пяти до восьми месяцев. Компания обрабатывает около 1000 памятных алмазов в год и имеет представительства в 34 странах.
Algordanza предлагает пакеты с ценами от 3000 долларов, говорит Кристина Мартойя, ее представитель в США. Об этой цене - возможно, невежливо спрашивать, но мы все хотим знать, верно?
«Самый крупный алмазный памятник Algordanza, изготовленный на сегодняшний день, имел бриллиантовую огранку весом 1,76 карата», - говорит Мартойя. «Цена была 38 000 долларов».
Несмотря на увлекательность трудной науки об алмазных памятниках, (миллиард лет за считанные недели!) цена может быть весьма высока для широкого потребительского круга.
К счастью, еще одна компания вышла на этот странный маленький рынок. Испанский стартап Bios Urn со штаб-квартирой в Барселоне предлагает гораздо более доступный высокотехнологичный мемориал.
С помощью приложения для смартфона и своего рода интерактивной похоронной урны система Bios позволяет скорбящим семьям превращать своего покойного любимого человека в комнатное дерево для своего дома. В большой горшок, в который высажена рассада, помещается капсула с прахом. По мере того, как саженец растет, его корни попадают в капсулу с прахом, и Bios Incube автоматически поливает и заботится о памятном саженце. Встроенные датчики отслеживают температуру, влажность и состояние почвы. Информация, передаваемая на смартфон, позволяет семье по сути, вырастить дерево из праха умершего.
Компания предлагает две версии. Один предоставляет базовую биоразлагаемую урну и сеялку за 145 долларов. Более дорогая версия, включающая датчики и приложение, стоит около 700 долларов. Такая идея придется по душе человеку, которому приятна мысль, что его дети будут заботиться о нем спустя долгие годы.
Еще несколько интересных вариантов
Странность космоса
Хьюстонский бизнес Celestis сотрудничает с коммерческими компаниями, выполняющими космические полеты, чтобы отправить пепел на орбиту, Луну и даже дальний космос. Цены там действительно астрономические.
Под водой
Любители океана, возможно, захотят составит план загробной жизни с компанией из Флориды Eternalreefs, которая может захоронить вас в искусственных рифах под водой.
Да здравствует рок
Британская компания And Vinyly спрессует пепел вашего близкого в изготовленную на заказ виниловую пластинку.
Эпилог
Кэнди К. Кэнн является одним из ведущих мировых экспертов в области современного траура. Она преподает сравнительную религию в Университете Бэйлор в Техасе и является автором книги «Виртуальный загробный мир: скорбеть по мертвым в двадцать первом веке» . Она говорит, что по траурному обычаю мемориальные алмазы и умные урны - это всего лишь современные итерации гораздо более старых культурных традиций. Оба связаны с психологической концепцией продолжения связей.
Идея состоит в том, что держать в своей жизни покойника в той или иной форме здоровее, чем, например, отвести умершего на пару метров под землю. Алмаз или урна отражает «необходимость продолжения ритуалов, которые включают и признают роль потери умершего человека», - говорит Канн. «Это позволяет живым скорбеть, не будучи вынужденным «двигаться дальше» или забывать мертвых».
Если вам интересно спуститься по этой конкретной кроличьей норе, Кенн предлагает заглянуть в странную красоту викторианских траурных украшений. «Скорбящая возьмет прядь волос покойного и превратит их в носимые и функциональные украшения», - говорит она. «Часто волосы вплетались в замысловатый дизайн и превращались в кольцо, брошь или булавку. Только скорбящие знали происхождение волос».
Канн говорит, что такие украшения предназначены для того, чтобы выполнять ту же функцию, что и современные бриллианты или интерактивные урны, или фотография смерти прошлых лет. Речь идет о людях, обращающихся к технологиям своей эпохи, чтобы каким-то образом увековечить память о человеке. Римляне делали это. Персы делали это. Майя делали это. Мы тоже делаем это с помощью тонких микрочипов и массивных машин. Технологии меняются, но основной человеческий опыт остается.
Покуда у нас остается время, мы можем рассмотреть все варианты, которые нам предлагает высокотехнологичный 21 век. А дальше каждый волен выбирать кем ему быть после смерти: белыми костями в земле, пластинкой в проигрывателе, частью подводного рифа, частицами в далеком космосе, алмазом в украшении, деревом в горшке или просто вазой на полке. Вот уж вопрос, который заставляет задуматься...
На этом все. Если Вам понравился материал, просим поддержать наш канал пальцем вверх. Обязательно загляните на наш канал, возможно Вы найдете много интересного для себя материала. А если так, то подпишитесь. Вам не сложно - нам приятно.