Найти тему
Мир Итальянского Кино

Гладиаторы древнего мира

Оглавление

Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшей благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria).

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра.

И тут нельзя не вспомнить фильм Гладиатор, 2000 года. Возглавив лучшие исторические фильмы про гладиаторов, кинокартина оказалась одной из самых знаменитых в современном кинематографе. Её съемки начались в январе 1999 г. в Тунисе, и продолжились в Марокко, Италии и на Мальте. Режиссер Ридли Скотт просил муниципалитет Рима предоставить для некоторых сцен Колизей, но в амфитеатре происходили реставрационные работы, и экстерьер Колизея был воспроизведен путем строительства декораций на Мальте.

Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде.

Как думаете, каким жестом римский император приговаривал гладиатора к смерти?

Ответ – «большой палец вниз» будет неверным.

И вот почему…

Ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «пальцы вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «пальцы вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх — как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака — подобно оружию в ножнах. По-латыни есть даже специальная фраза: pollice compresso favor iudicabatur, «благосклонность решается большим пальцем, спрятанным внутри».

Прежде чем Ридли Скотт дал согласие взяться за режиссуру знаменитого «Гладиатора», продюсеры показали ему полотно французского художника девятнадцатого века Жана-Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения судьбы своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Скотт был настолько потрясен этим впечатляющим образом, что принял решение, не сходя с места.

«Пальцы вниз» картина Ж.Л.Жерома
«Пальцы вниз» картина Ж.Л.Жерома

Режиссер даже не подозревал, что источник его вдохновения имеет мало общего с действительностью. Картина Жерома единолично ответственна за одно из величайших заблуждений двух последних столетий: что «пальцы вниз» означают смерть.

Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, будто pollice verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».

Если требуются дополнительные доказательства, пожалуйста. В 1997 году в Южной Франции был найден римский медальон II или III века. На нем изображены два гладиатора после боя и арбитр, поджимающий большой палец к сжатому кулаку. Надпись на медальоне гласила: «Стоящие на ногах должны быть отпущены».

Использование жестикуляции большими пальцами в современном мире может восприниматься неоднозначно и угрожать опасной двусмысленностью. Так, в странах Ближнего Востока и Южной Америки «пальцы вверх» считаются грубым оскорблением — примерно то же, что и знак «V» на Западе. В Ираке, например, это вызывало определенные проблемы для американских солдат, которые не могли понять, приветствует их местное население или посылает куда подальше.

Десмонд Моррис, автор книги «Голая обезьяна», прослеживает положительные коннотации «пальцев вверх» в средневековой Британии, где этот знак использовался при удачном заключении сделки.

Новую жизнь знак получил во время Второй мировой войны, когда его взяли на вооружение американские летчики как сигнал о готовности к взлету.

В конечном итоге Скотту все-таки рассказали о заблуждении насчет «пальцев вниз», но режиссер решил не менять сцену, где Коммод показывал «палец вверх», даря жизнь Максимусу, — чтобы «не путать зрителя».

На рубеже 1950-60-х годов киноиндустрией Италии был выпущен целый ряд фильмов в жанре «peplum». В начале этот термин использовался кинокритиками как снисходительное обозначение особого класса итальянских приключенческих кинокартин, пытавшихся подражать широкомасштабным голливудским историческим эпосам. Позже, это название стало общим для фильмов, где в качестве фона героического действа использовались сюжеты, основанные на легендарной греко-римской истории или мифологии.

ДВА ГЛАДИАТОРА (I due gladiatori), 1964, Италия

Эпическая историческая драма

-2

В прокате в разных странах мира этот фильм демонстрировался под различными названиями – Бой или смерть, Ярость гладиатора. Драматический сюжет разворачивается вокруг двух братьев-близнецов, рожденных от императора Марка Аврелия. Чтобы в дальнейшем не допустить вражды между ними за унаследование трона, он решает, что один из братьев должен быть умерщвлен. Убийство поручается римскому сенатору Таррунтию. Однако тот не смог забрать жизнь у младенца, поместив его в приемную семью. Выросший в ней под именем Люциус Красс, юноша стал прекрасным римским воином. Тем временем, умирающий император оставляет трон своему сыну Коммоду, который прославился своим высокомерием и жестокостью. Таррунтий находит Красса и уговаривает его сместить своего постыдного брата, узурпировавшего власть, предлагая стать новым императором. На арене гладиаторов они решат этот спор.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ГЛАДИАТОР (Il magnifico gladiator), 1964, Италия

Приключения, драма

-3

Во время битвы Геркулес, сын царя Дачии, был взят в плен римлянами. Император Галлиено, восхищенный физической силой Геркулеса, спасает ему жизнь и назначает инструктором школы гладиаторов. Прекрасная Веллида, дочь императора, помолвленная с главой преторианской гвардии Зуддо, не скрывает своих симпатий к незнакомцу. Зуддо вынужден временно покинуть возлюбленную и уйти в поход. Однако он неожиданно возвращается в Рим с неким Астольфо, имеющим поразительную схожесть с императором. Зуддо удается заменить отца Веллиды двойником и возложить вину на Геркулеса, которого арестовывают. На помощь, по просьбе Веллиды, приходит пастор, которому удается освободить гладиатора из тюрьмы и помочь бежать. Пастор просит беглеца возглавить восстание против Зуддо, объявившего себя приемником императора и заставившего Веллиду стать его женой. Геркулесу удается вернуть Галлиено на трон, за что император отдает ему руку своей прекрасной дочери.

ГЛАДИАТОР РИМА (Il Gladiatore di Roma), 1962, Италия

Исторический, приключения, драма

-4

Принцесса Ниса, наследница престола в римской провинции Киликии, в течение 14 лет была рабыней в императорской семье. Валерио, сын императора, и Нисса со временем полюбили друг друга. Об этом узнал отец Валерио и приказал одному из своих приспешников убить принцессу – последнюю выжившую представительницу предыдущей королевской семьи, исповедовавшей христианство. Однако Валерио и друг Нисы, сильный и мужественный гладиатор Маркус, помогают ей бежать. Тем не менее, всех троих схватывают и приговаривают к распятию…

Огромное количество исторических фильмов про гладиаторов было отснято на рубеже 1950-60х годов и возродилось в современной интерпретации с использованием новейших цифровых технологий, которые добавили зрелищности и спецэффектов столь популярному, но подзабытому жанру «peplum».

***************

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ