Найти тему
melodrummer

Bad Comedian

Завоевавший главную награду Венецианского кинофестиваля и сердца всех критиков и зрителей «Джокер» наконец-то ворвался в российский прокат и абсолютно бесстыдно бьет рекорды по сборам и положительным отзывам. Картине и, прежде всего, Хоакину Фениксу, воплотившему на экране главного героя, уже заочно вручили «Оскар». Да, Голливуд ещё умеет удивлять!

И первое, что удивляет – как режиссёру Тодду Филлипсу, автору таких своеобразных комедий, как «Мальчишник в Вегасе» и «Впритык», удалось снять мощную социальную драму? И второе – как мощная социальная драма получилась из фильма по комиксам? Ведь комиксы, по мнению министра культуры, «для дебилов». Такого поворота мало кто ожидал (в том числе и министр). Конечно, трейлер уже дал понять, что обычной комиксовой жвачки с привычным экшеном и стремительным действием ждать не стоит. Так оно и вышло: зритель увидел драму одного героя, чья принадлежность к комиксам уходит на дальний план.

Фильм рассказывает историю Артура Флека – жителя Готэма, представителя низшего класса, который работает колуном-аниматором и ютится в замшелой квартирке на окраине города вместе с престарелой мамой. Артур страдает расстройствами психики и посещает социального психолога. Один из его главных недугов, мешающих ему вести социальную жизнь – приступы неконтролируемого смеха во время стресса. Из-за них Артур нередко попадает в неприятные ситуации и лицом к лицу сталкивается с человеческой жестокостью. Он мечтает стать успешным стендап-комиком, ведь мама с детства учила его, что он рождён дарить смех и улыбки. Но вместо этого маска доброго и смешного клоуна на лице Артура превращается в маску Джокера – хладнокровного убийцы и символа беспорядков и разрушений.

-2

В первую очередь, нужно отметить потрясающую игру Хоакина Феникса. В истории одного героя ему безусловно было, где развернуться. Его Джокеру хочется сопереживать, за него хочется краснеть, его хочется бояться, им хочется любоваться. Глядя на Феникса в этой роли, сразу видишь безобидного, но недалёкого человека с недоразвитыми социальными навыками и явными проблемами, в котором узнаётся одногруппник, коллега или сосед по подъезду. Он очень одинок, и всё, что ему нужно – это поддержка, утешение, общение. Но, к сожалению, общество старается отгородиться от таких людей, а в худшем случае, как это случилось в фильме, смеётся и издевается над ними, в результате порождая ответную жестокость. Каждый день Артур, возвращаясь с работы домой, словно Сизиф, идёт вверх по крутой лестнице, и лишь раз в победном танце Джокера спускается вниз, ведь спускаться гораздо легче, чем подниматься.

Естественно, не избежать сравнений с Джокером Хита Леджера, ставшего иконой экранного воплощения этого персонажа. Некоторые ожидали, что «Джокер» будет неким приквелом к трилогии Нолана, но по итогу Джокеры получились разными и превосходными в своей непохожести. Джокер Леджера – явный социопат, готовый убивать всех без разбора, и лидер преступного мира. Джокер Феникса – человек в социуме, испытывающий проблемы и осознающий это, разделяющий добро и зло. Канонического ориджина Джокера нет: когда-то этот персонаж появился на страницах комикса в роли злодея, вдохновленный главным героем романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». После разные авторы комиксов DC представляли Джокера по-разному: как лихого гангстера, как поехавшего маньяка-убийцу и так далее. Джокер Феникса кажется более земным, реальным, человечным.

-3

Тодд Филлипс никак не связывает свою работу с киновселенной DC, и это вполне самостоятельный фильм, который стоит посмотреть зрителям, далёким от кинокомиксов. К комиксам отсылают лишь некоторые названия и фамилии: Готэм, Аркхем, Уэйн. От картины веет некой «артхаусностью», но авторы всё предельно разжёвывают, и их посыл считывается довольно легко. Артур олицетворяет собой низшие слои общества, на которые джентльменам в галстуках из компании «Уэйн Энтерпрайзис» глубоко наплевать. Но если и на человека, и на общество постоянно давить и вытирать об них ноги, то рано или поздно они взорвутся, и огонь гнева трудно будет остановить. Артур Флек боролся за себя, но его борьба совпала с повесткой общества. Он стал невольным символом этой борьбы. Возможно, он желал иного триумфа, но явно наслаждался тем, что получил, рисуя кровавую улыбку на своём лице. Уверена, что в нынешней ситуации с беспорядками, арестами и высказываниями политиков российский зритель остро ощутил происходящее на экране.

Восхищаясь Хоакином Фениксом, не стоит пренебрегать второстепенными персонажами, которые во многом помогают понять характер и поступки главного героя. Мать (Фрэнсис Конрой) и соседка (Зази Битц) – две главные женщины в жизни Артура. Пенни Флек страдает шизофренией и является причиной многих психологических проблем своего сына. Соседка по имени Софи – любовный интерес Артура, и в ней он пытается найти ту самую недостающую поддержку и понимание. Не секрет, что Филлипс вдохновлялся фильмами Мартина Скорсезе, в частности, «Таксистом», и многие посчитали, что Роберт Де Ниро, сыгравший телеведущего Мюррея Франклина, выступил в роли камео. Томаса Уэйна, представителя элиты, рвущегося к власти, сыграл Бретт Каллен, которого я приняла за Шона Бина и подумала, что тот опять сам себя проспойлерил. Интересно, что Каллен уже играл конгрессмена в фильме Нолана «Темный рыцарь: Возрождение легенды».

-4

Атмосфера в фильме невероятная, и это, прежде всего, заслуга саундтрека исландского композитора Хильдур Гуднадоттир, которая также написала музыку к сериалу «Чернобыль». Стоит отметить и работу художников-постановщиков, передавших атмосферу мрачного Готэма, замшелых квартир и психиатрических кабинетов через преимущественно тёмную картинку.

«Джокером» не только восхищаются, но и ругают за идеализацию отрицательного персонажа. Лично я больше сопереживала герою, но никак не хотела быть на него похожей. И вообще: мы не живём в информационном вакууме, и даже людям, далеким от мира комиксов, мало-мальски известно, что Джокер – злодей. Но занятно наблюдать за тем, какие перемены происходят в обществе: если в 2012 году после трилогии Нолана многим хотелось встать на сторону Бэтмена, то сегодня хочется встать на сторону Джокера. Несмотря на все социальные посылы, фильм наглядно демонстрирует, во что превращается человек без любви. Он не испытал любви в детстве, не испытывает её и сейчас, будучи взрослым, и единственный мир, где он может быть счастлив – это мир его фантазий. Может быть, он и правда всё это выдумал?

-5

Немного диванной психологии и рассуждения со спойлерами

Интернет бурлит спорами о том, выдумал ли Артур Флек эту историю, находясь всё это время в психушке, или нет? Первая теория, которой я придерживаюсь, гласит, что всё произошедшее, за исключением его первого участия в шоу и отношений с соседкой, правда. На это намекает убийство Томаса и Марты Уэйн. Защитники этой теории также приводят в качестве аргумента первоначальный вариант сценария, где идея с «ненадежным рассказчиком» не была введена.

Артур не очень похож на психотика или человека, страдающего шизофренией, поскольку он осознаёт, что болен. Он, скорее, страдает органическим психическим расстройством, полученным в результате травмы головы, потому что любовник матери часто его бил. Несчастливое детство с матерью-шизофреничкой и постоянными побоями вылились в посттравматическое стрессовое расстройство. Артур не помнит о побоях, о болезни матери и об усыновлении, потому что, скорее всего, у него сработал механизм защиты – вытеснение, а также регрессия, поэтому он ведет себя как ребёнок. Психолог явно не была заинтересована в выздоровлении Артура и никак не поддерживала его, не давала понять, что он не одинок и важен. Именно поэтому Артур и прибегает к фантазиям: он фантазирует об отношениях с соседкой (внешне максимально не похожей на его мать), которая даёт ему эту любовь, об успехе на сцене, об отце в лице Мюррея Франклина. Власть имущие вновь подставляют Артуру подножку, отменяя социальную психологическую помощь, и Артур лишается бесплатных лекарств, а без них происходит дисфорсия, и герой становится агрессивным. Он убивает мать, коллегу-клоуна и Мюррея Франклина, потому что они его обманули. Человек, как и общество, может стерпеть многое, но не ложь. Он оставляет в живых карлика, потому что тот был добр к нему и сам испытывал издевательства. Такой Джокер, в отличии от Джокера Леджера, вряд ли может повести за собой толпу, но он стал её символом, пусть и случайным.

По второй теории Артур всё выдумал и прокрутил у себя в голове, находясь на лечении в Аркхеме. Он сообщает терапевту, что все его мысли — негативные, а шутку, над которой он впервые за фильм искренне посмеялся, она не поймёт. В таком случае можно предположить, что Артур страдает кататонической шизофренией, для которой характерны видения фантастического содержания и регрессия психики в том числе. «Доказательства» теории — факт того, что Флек уже лежал в Аркхеме, и что у него один и тот же тип собеседника — терапевт. По третьей теории Джокер умер в середине фильма (в холодильнике или в аварии), и мы видим его предсмертные видения.

Никогда бы не подумала, что фильм про героя комиксов может натолкнуть на такие масштабные размышления, однако это случилось. «Джокер» интересен со всех сторон: художественной, социальной, психологической. Каждый, кто не пожалеет времени на просмотр, сделает свой вывод, и он, конечно же, будет правильным.