СКОЛЬКО СТОИТ ХОЛОД?
Двадцать тысяч десятиэтажных зданий. Большой современный город с парками, школами и стадионами. В нем могли бы жить и работать пять миллионов человек. Средства, которые могли быть использованы на постройку этого нового большого города, уйдут на борьбу с холодом.
Огни Норильска, пронизывающие тьму полярной ночи, — символ покоренного Севера. Но чтобы их зажечь, требуется много мужества, энергии и средств.
- Борьба с холодом дорого обходится человеку.
На 6—8 месяцев в году выключен из общего грузооборота Великий Северный морской путь. Скована льдами важнейшая магистраль страны, связывающая Северо-Восточную Сибирь и Камчатку с центральными областями страны. Не потому ли Северный морской путь — самая дорогостоящая коммуникация? Консервируется на зиму и речной транспорт.
- Отопление жилых и производственных помещений в течение долгих северных зим превращает в дым миллионы рублей.
Но это, если можно так сказать, активные статьи расхода на борьбу с холодом. А есть еще и потенциальные, скрытые богатства, погребенные холодом, которые могли бы стать полезны людям. Сколько драгоценных руд скрыто под вечными толщами льда? Сколько новых земель мог бы получить человек?
- Холод накладывает отпечаток на жизнь многих стран. В России вечная мерзлота захватывает 47% площади, на Аляске —70%, в Канаде—10%.
Великие озера Америки не замерзают. Но зимой флот из этих озер не может попасть в Атлантику: льды сковывают выход — залив Святого Лаврентия.
Люди северных стран ведут непрерывную борьбу с холодом. Она началась давно, на самой заре человечества, и не прекращается ни на минуту.
Человек наступает на Север. В Гренландии культивируют картофель, морковь, свеклу, брюкву, салат, лук. На Шпицбергене выращивают овощи. Даже на далеких антарктических островах французские ученые ухитрились развести анютины глазки. Победа над холодом приводит и к переоценке ценностей. Ведь Север очень долго недооценивали. В 1876 году североамериканцы купили у русского царя Аляску за 7 200 000 долларов. «Глыба льда» — так называли тогда этот полуостров. Но в 1900 году золотая лихорадка охватила Аляску. Поиски золота на Аляске привели к открытию залежей меди и угля, которые оказались намного ценнее всего добытого здесь золота. Одна только ловля лососей на Аляске приносила в год 22 миллиона долларов дохода, что втрое превышает сумму, истраченную на покупку полуострова.
В истории немало подобных примеров. Колумб, искавший путь в Индию, считал открытие Америки неудачей. Конквистадоры, покорявшие открытые Колумбом земли, искали в них только золото. Совершенно случайно они нашли и вывезли в Европу картофель. Время показало, что роль картофеля в жизни людей намного превышает значение всего золота, добытого на земном шаре.
У Н. М. Карамзина в «Истории Государства Российского» упомянуто, что в 1660 году царские приказные предложили осужденным на смертную казнь поселиться на Шпицбергене, но те отказались. Им такая участь была хуже смерти. А теперь там добывают уголь, ослепительно сияют огни электростанций.
Граница обитания двигается к полюсу. В бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа появилось электричество. Еще один аванпост наступающих на холод людей выдвинут глубоко в тыл врага. Следом за человеком на Север двинулись его друзья: растения и животные.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что приспособление к холоду обходится человечеству очень дорого. Человек должен покорить холод, такая борьба ведется уже в наши дни, еще больше предстоит совершить в будущем.
Немало красочных эпитетов было придано Антарктиде — «таинственный шестой континент», «край белой смерти», «страна бешеных ветров», «ледяной погреб», «гигантский холодильник», «материк трех полюсов». Но все эти определения характеризуют Антарктиду лишь с одной какой-либо стороны.
Да, Антарктида действительно является самым большим холодильником Земли. Помните о миллионах кубических километров льда, лежащего на ее поверхности?
Зимой, в июле, ледяные поля распространяются до 50—55° ю. ш. Они занимают площадь 60 миллионов квадратных километров, что почти в два с половиной раза больше, чем площадь Арктики.
- Такое владычество льда особенно поражает, если учесть, что Антарктида получает немало солнечного тепла.
Измерения солнечной радиации в районе станции Восток показали, что здесь каждый квадратный сантиметр ледяного материка получает около 30 тысяч калорий тепла. Это в два раза больше, чем в июле под Петербургом, и только на 15% меньше, чем на узбекских хлопковых полях. За лето, с декабря по февраль, в районе южнополярной обсерватории Мирный каждый квадратный сантиметр получает столько же тепла, сколько и на Украине летом.
Куда же оно исчезает? Мы уже говорили об этом. Почти все тепло отражается обратно в атмосферу. А та небольшая его часть, которая все же поглощается, опять- таки возвращается в атмосферу в течение долгих полярных ночей.