Благодаря агрегаторам и нелегальным посредникам, деятельность которых вообще никто не контролирует, каждый автомобилист в свободное от работы время может стать таксистом, причем даже без маркировки машины. А зачем? Купил приложение у агрегатора — и лови заказы от клиентов.
В больших городах через агрегаторы делается до 90% заказов легковых такси. Вызываешь его в мобильном приложении или по телефону — приезжает машина. Легально она работает или нет, никто не скажет. И никто ни за что не отвечает: ни за состояние водителя и машины, ни за безопасность пассажира, ни за уплату налога с этих доходов. Никто и ни за что!
Налоговые службы в регионах пока умывают руки, потому что деятельность агрегаторов выходит за рамки конкретной области или республики, а значит, такими таксистами должны заниматься федералы. А они, похоже, ждут, что проблема решится сама собой. А может, и проблемы не видят, ведь в Москве нелегалам выжить в жесткой конкурентной среде очень непросто. Выживут сильнейшие – тут-то налоговая и выйдет на сцену.
Аналитический центр при правительстве РФ подсчитал, что объем нелегального рынка такси в России с 2017 года вырос на 35% — до 101 млрд рублей в 2019 году — и составляет не менее 12% от общего объема. Количество выданных разрешений на таксомоторную деятельность в прошлом году сократилось на 8% с 467 тыс. в 2017 году и так и не восстановилось в 2019-м, составив 441 тыс. Доля нелегальных поездок по России составляет порядка 16%. В 21 регионе она превышает 25%, а в 13 регионах более 50% поездок на такси совершаются водителями без разрешений на таксомоторные перевозки.
Уж не знаю, как правительственным аналитикам удалось посчитать нелегальных таксистов с их доходами по всей стране, если, например, в регионах точные объемы нелегального таксобизнеса не знают даже их легальные конкуренты и налоговики. А ведь они-то, как никто другой, заинтересованы в подлинности этой информации.
Авторы исследования сокрушаются, что нелегальные таксисты лишают бюджет около 6 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. Это уже тревожный для таких таксистов звоночек. Наше государство сейчас не упускает возможности посражаться за дополнительные поборы в казну.
И в исследовании, например, к распространенным схемам ухода от налогов причисляют почему-то регистрацию водителей в качестве индивидуальных предпринимателей. И это нарушение? Если зарегистрировался ИП, значит, уже налог платишь. Власти же сами предлагают в качестве варианта вывода рынка из тени, в частности, зарегистрироваться самозанятым. И чем, скажите, самозанятые от ИП отличаются, кроме размеров налоговых отчислений?
Нелегальных таксистов в регионах может стать еще больше, если удастся протолкнуть готовящиеся запреты работать на автомобилях старше семи лет и трудиться сверх положенной нормы. И кто, скажите, тогда в легальные пойдет? Но на нелегалов тогда можно объявить охоту.
Нина Фалей