Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Плоть + Кровь" (1985)

После «Заводных», Пауль Верхувен уже более не мог легко получать голландское финансирование для своих фильмов. Поэтому для своего нового фильма ему пришлось привлекать финансирование от американской киностудии. И в очередной раз Пауль Верхувен решил поэкспериментировать с новым жанром – историко-приключенческим фильмом (я еще не смотрел «Флорис»).

В 1501 году барон Арнольфини горит желанием обратно захватить один итальянский город. Ради этого он обращается к помощи наемников, включая небольшой отряд под руководством Мартина, обещая им 24 часа грабежа в случае успеха. Наемники захватывают город, но барон нарушает свое слово и выкидывает наемников из города. Отряд под командованием Мартина клянется отомстить барону и им крупно везет – они захватывают обоз, в котором находится Агнес – невеста сына барона Стефана…

Большинство фильмов про Средневековье страдают одной чертой – романтизацией. Думаю, что все устают смотреть на белозубых и холеных главных героев, благородных рыцарей и разбойников, джентельменские войны и пафосные рыцарские турниры. А ведь Средневековье было мрачным и жестоким временем, когда господствовала чума и война, а человеческая жизнь ничего не стоила.

Пауль Верхувен снял фильм именно о настоящем Средневековье. Его герои – и благородные, и простолюдины, - немыты, грубы и жестоки. Их интересует не воздаяние на небесах, а толсто набитые награбленным сумки. Эти люди убивают друг друга не на благородных сражениях, а в безжалостных стычках, где не брезгуют использовать самые гнусные приемы. И они не носят ленточки своим прекрасным дамам, а грубо насилуют их.

-2

Режиссер верно показал роль религии в Средневековье в качестве инструмента для власть имущих. В этом смысле символична сюжетная линия со святым Мартином, ставшего талисманом для отряда Мартина. Благодаря этому символу, Мартин получает возможность узурпировать единоличную власть в отряде и использовать религиозную символику для подкрепления своих приказов.

Касаемо Мартина и его отряда – в начале фильма их вероломно лишают заслуженной награды и поэтому у кого-то может создаться впечатление, что они положительные герои. Но Пауль Верхувен терпеть не может черно-белые тона. Он показал наемников не Робин Гудами, а алчными, грубыми и жестокими людьми, живущими сегодняшним днем и мечтающими только о наживе.

-3

Их командир Мартин представляет из себя интересную фигуру. Умный и расчетливый воин, прошедший все университеты на «поле боя» и обладающий незаурядными лидерскими задатками. Но он командует не скованным железной дисциплиной военным отрядом, а бандитским отрядом, поэтому его возможности ограничены. Вместе с тем, мне кажется, что если бы Мартин оказался по «ту сторон баррикад», то он бы с легкостью стал королем.

Но и благородные сэры были показаны режиссером максимально приближенно к реальности. Для них простолюдины – лишь расходный материал на поле боя, ибо «бьются только дураки». И понятие честь распространяется (и то не всегда) только среди представителей благородного сословия, а слово данное простолюдину всегда может быть легко нарушено.

-4

И конечно, ехидный Пауль Верхувен не мог пройти мимо «прекрасной дамы». В этом фильме «прекрасная дама» Агнес представляет из себя расчетливое и умное существо, искушенное в искусстве обольщения. Ради того, чтобы не быть изнасилованной всем отрядом она готова спать с Мартином, но она тщательно хеджирует свои ставки, сохраняя ногу в обоих лагерях. При этом простолюдин Мартин не способен к любви и Агнес для него – один из шикарных трофеев, который он не хочет делить и отдавать.

-5

Мне кажется, что Пауль Верхувен является антивоенно настроенным человеком. Он не приемлет милитаризма и даже в его фильме про Вторую Мировую войну нет классического хэппи-энда, а в других его фильмах про войну он всегда старался изобразить войну без пафоса и прикрас. В «Плоти и крови» он показывает безжалостную войну на уничтожение, где применяются все самые грязные методы, включая отравление колодцев. А ученый мальчик Стефан превратиться в безжалостного зверя, использующего науку только для поиска более эффективных орудий убийств.

В общем, испытав трудности в Нидерландах, Пауль Верхувен не сдался и нашел частное финансирование, сняв с помощью него еще один отличный фильм. В очередной раз поражаешься, как Пауль Верхувен мастерски работает в диаметрально противоположных жанрах. Его «Плоть и кровь» - циничный фильм, который понравится и любителям батальных сцен, и любителям подумать над содержимым. Браво, маэстро! Только очень жаль, что режиссер поссорился на съемках с Рутгером Хауэром.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/52660.html.