В этой статье вы найдёте простые приёмы, которые можете использовать каждый день.
Основные принципы
Решающее значение для того, чтобы ребёнок освоил язык, имеет двустороннее осмысленное общение.
Исследование доказывает, что дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге или другом взаимодействии. Кроме того, дети не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.
Поэтому рекомендуем:
- чаще общаться с ребёнком;
- сократить время пассивного изучения языка;
- не считать, сколько слов ребёнок выучил, а сосредоточиться на совместных интересных занятиях.
Полезный совет: используйте одни и те же слова и одну и ту же интонацию, когда вы разговариваете с ребёнком. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.
Приёмы общения с ребёнком
Делайте паузы. Подождите, пока ребёнок ответит
Предоставьте ребёнку возможность говорить. Это означает, что после того, как вы что-то скажете или зададите вопрос ПОМОЛЧИТЕ. Всего 5—10 секунд, которые могут показаться вечностью, но у ребёнка будет достаточно времени понять, что сказать или сделать.
Пауза дает ребёнку важную подсказку, что теперь его очередь что-то сказать.
Время на подумать (время ожидания) — метод, который обычно используют учителя и другие специалисты, работающие с детьми раннего возраста.
Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Обязательно подождите и дайте ребёнку достаточно времени осмыслить то, что вы сказали, и попытаться ответить.
Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему.
Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.
Упростите разговоры
Поменяйте своё представление о «диалоге». Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для двухлетнего ребёнка «разговор» должен быть очень простым.
Если ребёнок уже разговаривает:
«Ку-…» → «Ку!»
«Я люблю…» → «Тебя!»
Если ребёнок ещё не говорит, его «фраза» в разговоре может выглядеть немного иначе. Он может не произносить слов, но всё равно «отвечает»:
«Ку…» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.
«Я люблю…» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.
Упражнения на договаривание
На старт, внимание...
Эту игру легко и естественно устроить, когда вы вместе с ребёнком занимаетесь чем-то увлекательным.
Ребёнок сидит на горке, готовый съехать вниз, вы говорите: «На старт, внимание…» и делаете паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, закончит ли малыш фразу, и ответит вам: «Марш!»
Когда вы собираетесь запускать мыльные пузыри, поднесите палочку ко рту и скажите: «На старт, внимание…» и сделайте паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, произнесёт ли ребенок: «Марш!»
Если ребенок не говорит «Марш!», попробуйте подсказать малышу, произнести первый звук: «М…». Выдувайте пузыри, опустите палочку в мыльный раствор и попробуйте снова.
Один, два, …
Это упражнение очень похоже на «На старт, внимание, марш». Не забывайте всегда делать паузу и предоставить ребёнку достаточно времени на ответ.
Я вижу….
Идеально подходит для просмотра книг, занятия с игрушками, на прогулке (то есть, когда есть, что рассматривать).
Листая книгу с ребёнком, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите (5–10 секунд), ответит ли ребёнок, что изображено.
Если ребёнок не говорит, что на картинке, помогите ему и повторите то же самое с другим изображением.
Ботиночки... надели! Ботиночки... сняли!
Когда ребёнок одевается или раздевается, проводите небольшие речевые упражнения с каждым предметом одежды.
Когда вы наденете рубашку на ребёнка, произнесите «Рубашку…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте слово «надели», если он сам не продолжает фразу.
Когда вы снимаете носки малыша, скажите: «Носки…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте: «сняли», если ребёнок сам этого не сказал.
Источник: MontiKids
Перевод Марии Петренко