Найти тему
Реакция на жизнь

Крестовый поход против ЦБ продолжается, и на этот раз знамя поднял Орешкин

Максим Орешкин
Максим Орешкин

Крестовый поход против ЦБ продолжается, и на этот раз знамя поднял Орешкин. Минэкономразвития предлагает законодательно ограничить срок владения регулятором санируемых банков пятью годами. При этом продлить срок можно, но только по указу президента или правительства.

И, конечно же, в ЦБ с таким подходом не могут согласиться, поэтому придумали сразу несколько причин. Во-первых, продажа в течение 5 лет предполагает, что государство не сможет компенсировать расходы на санацию. Это забавно, ведь в самом Банке России до сих пор всех пытаются убедить в том, что продажа банков не несет своей целью получение прибыли, да и о компенсации расходов заговорили недавно. Во-вторых, и это самое важное, в ЦБ возмущены таким дерзким посягательством на независимость регулятора.

Руководство ЦБ всеми силами пытается вообще избежать какого-либо законодательного ограничения сроков владения санируемыми банками. Их можно понять: при правильном подходе это почти бесконечная история, где никто не должен уйти обиженным. Поэтому Набиуллина вспомнила неожиданно про инвесторов, которым придется платить дисконт, который будет больше по мере приближения сроков, а Швецов в своей лучезарной манере высказался о том, что никакой закон вообще не нужен, чтобы конфликта интересов не было. Дальше всех пошла Юдаева, которая вспомнила про западный опыт и обозначила сроки в 10-15 лет.

Суть в том, что изначальные планы по продаже банков были невыполнимы. Это понимали все, но в ЦБ очень хотели взять санацию в свою руки, поэтому намеренно искажали реальность. Санации крутятся, лавэха мутится, и все хорошо вроде, а тут всякие пытаются влезть со своей математикой в их философию. Попытка продажи АТБ ясно показала, что подобные активы на рынке сейчас никому не нужны, поэтому и в следующем году его вряд ли удастся спихнуть, как и МИнБ, например, а уж продать «Открытие» в 2021 г., учитывая масштаб, будет не проще. Между тем, цифры, потерянные в ходе чистки сектора и последующей санации, поражают воображение, хотя ловкий Поздышев старательно и тщательно запутывает следы. Никто не скажет, сколько потеряно за счет всех этих схематозов, но если взять прямые расходы ФКБС в 2,3 трлн рублей и размер активов в рамках санации на уровне 7 трлн рублей, то уже становится очень весело. А до кучи можно еще добавить сюда более 7 трлн рублей, выведенных из банков, раз уж мы затронули тему потери из-за отвратительного качества надзора.

Не надо быть гением, чтобы сложить два и два. И в этой ситуации для ЦБ имеет значение только сохранение статус-кво.