Несмотря на постоянные заверения шовинистов о том, что именно русские научили казахов письму есть неоспоримые доказательства того, что казахи имели собственную письменную культуру еще в 16 веке. И подтверждают это именно русские источники.
Основоположником казахской письменной литературной речи является Кадыргали Касымулы Жалаири - знаменитый бий (племенной вождь) из племени жалаир Старшего жуза.
Родился он в 1555 году в Присырдарьинском регионе, умер в 1607 году. Предки Кадыргали со времен Караханидов служили при ханах, были советниками и военачальниками войск. Это были аристократы по духу и крови, родословная которых ведется с конца 10 века. Не зря именно отпрыск такого знатного рода стал первым казахским историком и литератором.
Во время жизни Кадыргали в казахской степи развернулась борьба между главным казахским ханом Есимом и ханами, придерживавшимися древней традиции подчинения узбекским Шибанидам. Одним из таких традиционалистов был Ондан-султан, опекуном 13-летнего сына которого Ораз-Мухамеда стал Кадыргали. Из-за притеснений со стороны Есим-хана Ораз-Мухамед со своим наставником переехали к Кучум-хану в Сибирь. Тот назначил Кадыргали старшим бием. Однако Кадыргали будучи опытным царедворцем и политиком понял, что звезда удачи не на стороне Кучума и уговорил Ораз-Мухамеда перейти на службу к беку Сейдаку - потомку истинных владетелей Сибири - кераитских Тайбугинов и политическому оппоненту Кучума.
В 1585 году сибирский воевода Д.Чулков захватил в плен Кадыргали вместе с Ораз-Мухамедом и отправил их в Москву.
Позже за проявленную храбрость во время сражений со шведами и Крымским ханством Ораз-Мухамед получил Касимовское ханство на побережье реки Оки. Кадыргали стал при нем одним из 4 биев. Но его больше не интересовала политика и он написал свой главный труд жизни - "Жами ат-тауарих" (Сборник летописей) или в другом названии "Сказание об Ораз-Мухамеде".
В нем он описал все события в Казахстане и Средней Азии в 13-15 веках. Труд написан на смешанном казахско-чагатайском языке со множеством народных пословиц и поговорок. Этот труд был сохранен русскими в составе архива Ораз-Мухамеда и затем передан в российский Институт востоковедения.