Как человек переживает боль?
Будь то удар по голове, порез ног или разрыв мышц спины - боль всегда рождается в мозгу.
Боль выходит за рамки простого соматического опыта. Пробуждая ощущения, она поддается управляющей силе разума.
Возьмем, например, ребенка, зрение которого пораженно яркостью нового сварочного аппарата.
Любопытно, что он приближает свою маленькую ручку к глазам сразу . Увы! Он восклицает, когда отводит ее.
Боль предупредила его. Слезы быстро исчезают, но в его памяти остались постоянные следы этого болезненного события.
Вполне вероятно, что ребенок не посмотрит больше в сторону сварочного аппарата. Несмотря на это, это не будет последним подобным опытом, потому что боль, как и дыхание, является частью жизни.
Данная телесная реакция организма необходима. Поскольку мы не ощущаем телесных повреждений в нужный момент, мы должны научиться с большими усилиями распознавать опасности.
Я собираюсь сослаться на пример, который в те времена шокировал людей.
Во время Второй мировой войны, когда бойцам вводили производное метамфетамина под названием, первитин, для того, чтобы они могли переносить ужасные условия, в которых они находились, и не чувствовать боли.
Однажды, в 1942 году, на восточном фронте, при температуре 30 градусов ниже нуля и преследованиях со стороны Красной Армии, полтысячи измученных немцев употребляли наркотик, продолжали ходить и ходить, не понимая, что многие уже потеряли пальцы ног.
Короче говоря, неприятные ощущения, которые передает нам наш организм, предупреждают нас о повреждениях, которые могут представлять серьезную угрозу для нашей жизни.
Историческое образование страдания в человеческой культуре.
История человечества изобилует событиями, связанными со страданиями и неисчислимыми попытками облегчить боль, начиная от молитв религиозного характера, зелья предков и гомеопатических препаратов и заканчивая самыми современными синтетическими наркотическими средствами.
Пройдя через такой трудный путь человеческой истории, стоит отметить информацию, что греческий народ относился к боли, как к неотъемлемому и необходимому аспекту нашего существования.
Казалось бы, страдания были незаменимы для приятной жизни. Для Платона боль была как наказание для тех, кто дистанцировался от абсолютной истины.
Для Аристотеля боль является причиной дисбаланса между телом и душой, а сопротивление ей - проявлением мужества и достоинства.
В христианстве рациональная и псевдонаучная разработка средств для облегчения боли начинается с другого понятия боли, как следствие изменений, вызванных человеком в божественном ключе.
Таким образом, это был бы путь к личностному росту и спасению души, неразрывно связанный с представлением о вине.
В средневековье приходят к увеличению инструментального использования боли.
Страдание неизбежно, а иногда и добровольно, для различных целей, в такой степени, что пытки и даже членовредительство становятся обычной привычкой прощения вины, наказания или искупления, как в случае с верой.
Из ренессанса возникает все еще престижный экспериментальный метод, который уже в наше время обеспечил научные знания о психофизиологической боли.
Комплексный опыт.
Одной из наиболее распространенных теоретических моделей боли в психологической литературе является многомерная теория боли Мелзака и Кейси (1968), которая основана на том, что боль состоит из трех неразрывно связанных компонентов, которые формируют и определяют ее. К ним относятся:
- сенсорный аспект;
- мотивационный/аффективный аспект;
- когнитивный/эвалуативный аспект.
То есть от восприятия данных аспектов, как исключительного явления к чувствам, к многофакторному.
Все они должны быть приняты во внимание при разработке концепции, оценке и принятии мер.
Первое измерение, сенсорное, отвечает за выявление временных и пространственных характеристик боли, а также интенсивности и некоторых аспектов качества боли.
Второй, мотивационный/аффективный - это субъективный аспект боли, аспекты, связанные с недовольством, страданиями или эмоциональными изменениями, которые происходят в нашей психике.
Эмоциональные реакции, наиболее непосредственно связанные с болью - это тревога и депрессия.
Учитывая аверсивную составляющую боли, существуют избегающие поведения реакции, которые имеют особое значение для поддержания болевого поведения и самого болезненного опыта.
Наконец, третье, когнитивное/эвалуативное, непосредственно связано с предыдущим и относится к убеждениям, культурным ценностям и когнитивным изменениям, таким как самоэффективность, восприятие контроля и последствий боли и т.д.
Вторая часть о механизмах боли будет в этой статье (https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/chast-2-psihologiia-boli-5da3b1e17cccba00ae643ed8).