Перестройка дыхания. С этого начинается миофукциональная коррекция. И заложенность носа - первый признак, что что-то идет не так.
Для начала давайте разведем гнусавость в голосе и заложенность носа из-за простудных заболеваний, например. Сегодня пишу именно о гнусавости или назальном оттенки в голосе, и как это влияет на развитие речи.
Из–за чего может возникать гнусавость в речи ребенка?
В первую очередь нужно обследование тонуса мышц у ребёнка. Нужно понять какой он:
⚫Возбуждённый, неловкие движения, всё падает из рук, обо всё спотыкается, ерзает, короткая втянутая шея.
⚫А может он весь тоненький, маловесный, сползает по стулу. Ребенок как желе.
Назальный оттенок в голосе может появиться как следствие гипотонуса мышц гортани, глотки, мягкого неба, и языка по типу бульбарного пареза (поражение периферического отдела двигательного мотонейрона) или гипертонуса мышц верхнего отдела глоточно-ротового и глоточно-носового отверстия, язык отодвигается в надгортанник и перекрывает вход воздуха в гортань по типу псевдобульбарной дизартрии (нарушение -поражение центрального двигательного мотонейрона).⠀ В первом случае- возникают такие расстройства как дисфагия (нарушение глотания), афония или дисфония, открытый рот, слабый тонус и вялость мимических, жевательных мышц, вялый паралич мягкого нёба и собственных мышц языка. Из-за чего язык лежит на дне полости рта, небная занавеска пассивна и приводит к свободному проходу воздуха через нос во время говорения.
Во втором случае появляются такие нарушения как гипертонус, дисфония, гиперсаливация, преобладают смягченные гласные звуки, гнусавость согласных в конце слова особенно, вызваны спастичностью (сильное напряжение) мышц гортани и надгортанника, тонусом корня языка (комком в полости рта и с синюшным оттенком). Напряжение в глоточных дугах мягкого нёба вызывает сдавленный гнусавый голос и часть воздуха проходит через нос, а часть в ротовую полость.
Особенно страдают оттенки гласных звуков У и О, которые слышим, как ЙУ и ЙО.
ИТОГ: правильная диагностика поможет выработать стратегию коррекционной работы специалисту.