В 2013 году Никарагуа объявила о желании обновить и модернизировать свои военно-морские силы для защиты территории, подразумевая границы в Карибском море с Колумбией и Коста-Рикой. В планах было приобрести у России шесть катеров класса 21418 "Молния".
Не дешевое удовольствие для самой бедной страны испаноязычной Америки. Но вот ведь как, случайно совпало, что президент Никарагуа Ортега, давний российский друг, реанимировал планы по строительству канала, соединяющего два океана, в противовес Панамскому. Т.е. катера видимо хотел получить по себестоимости (если не в подарок) заплатив обещаниями преференций при эксплуатации канала, которая должна была начаться в 2020 году. Странно использовать катера с противокорабельными ракетами подобного типа для охраны территориальных вод в Карибском бассейне.
Но не сложилось, как не сложился и мега-проект по соединению двух океанов. Ортега сделал распространенную ошибку, понадеялся на непроверенных партнеров, которые пообещали ему привлечь необходимые инвестиции в размере 50 млрд. долларов и не осилили по ряду причин. Это были китайцы. Загипнотизировав президента Никарагуа и его советников своими вроде бы бесконечными возможностями, китайцы не справились ни с внутренним противостоянием, ни, с более серьезным, внешним.
И вот в августе 2019 года, на праздновании 39-ой годовщины создания Военно-морских сил Ортега заявил , что проект канала будет реабилитирован, надо только закончить экологические экспертизы. Кто будет осуществлять этот проект непонятно, но то что он (канал)является проблемой для США это очевидно. Страна, являющаяся членом Боливарианского союза наряду с Венесуэлой и Эквадором, в случае реализации проекта, становится значительным игроком на арене Центральной и Латинской Америки. С такими характеристиками никарагуанского мега-проекта, Панамский канал останется на вторых ролях: длина менее 300 км., ширина 250-550 метров, глубина до 30 метров в глубину, будет способен проводить суда класса Triple-E, что не может сделать Панама, но очень хочет. А пока суда типа всего лишь "Новый Панамакс" буквально "протискиваются" в канале.
Время проводки судна будет занимать 30 часов. Это больше, чем через Панаму, но путь от западного до восточного побережья США сократится на 1 день, а Эмма перевозит до 18000 (!) 20-футовых контейнеров за рейс.
Вообщем, трудно переоценить значение этого нового водного пути. Из самой бедной, после Гаити страны Западного полушария, Никарагуа становиться важным игроком на политической арене, меняя сферы экономического влияния, а уж о пользе для самой Никарагуа даже речи не идет. По расчетам образуются дополнительно до 600 тыс. новых рабочих мест, удвоение ВВП и прочие полезности ожидают страну, если....
Вот тут и возникает вопрос, почему, если везде такие перспективы, до сих пор строительство не началось? Потому что для США это является плохим сном - строительство нового канала. Если она может оказывать влияние и контролировать Панаму, то с Никарагуа такой номер не проходит. Весь Боливианский союз страдает от американских игр, в 2018 году провалилась попытка переворота в Никарагуа, сегодня Венесуэла задавлена санкциями, как бывшая самая богатая и поэтому в перспективе независимая страна Латинской Америки, в Эквадоре против американофила Морено выступает население. Там, куда направлен взгляд США, пепел и разрушения...
Колумбия в паре с Коста-Рикой, каждая со своей стороны, высказывают территориальные претенции к Никарагуа, тоже, видимо, не без подсказки извне, активизация НКО, доморощенных экологов внутри страны, все это тормозит продвижению проекта строительства и по-видимому пугает потенциальных инвесторов.
Россия, простив миллиарды долларов различным государствам (одной Кубе списали более 30 млрд.), и, вспомнив, что еще она является членом БРИКС, ШОС (куда там мы еще не вступили?...), в предверии начала разбазаривания ФНБ, могла бы с большей пользой вложить деньги, чтобы потом практически пожизненно получать дивиденды и как бонусом, держать в руках дубинку и "тыкать" ею периодически в "пузо" (географическое пузо) США, занимая центрально место в центре двух Америк. Или наши лидеры так озадачены установкой ГЛОНАСС по всему миру, что на большее энергии не хватает.
Обидно будет, если опять произойдет тоже, как и с Саудовской Аравией в 30-40-е года прошлого века и с Афганистаном через 50 лет после.
Упущенные возможности...
Тем более, что наши люди уже в Манагуа закрепились. Надеемся...