Джеймс Грей – вероятно один из последних режиссеров, который может ассоциироваться с сай-фаем или космическими эпиками. Все предыдущие фильмы Грея, кроме “Затерянного города Z” (The Lost City of Z 2016), обычно существовали на грани экзистенциальной драмы и рефлексии над непростой жизнью в Нью-Йорке. Если бы в 2012 году, после выхода из зала премьеры “Интерстелара”, мне бы кто сказал, что Джеймс Грей будет снимать что-то подобного уровня, я бы рассмеялся ему в лицо. В своем кощунстве и посягательстве на святое я могу пойти и дальше и сравнить "К звездам" с эпохальным шедевром Кубрика, хотя параллели с "Одиссеей" все равно скорее сойдутся на изящном цитировании мастера, чем превосходстве.
Грей без лишних сомнений, инкорпорирует к своему седьмому фильму не только мотивы, но и немалое количество визуальных элементов иконической работы Кубрика, который не просто так занимает едва ли не видное место среди главных вдохновителей Грея (среди остальных – Фрэнсис Форд Коппола, Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи и другие классики).
Брэд Питт, чье лицо украшало почти все версии постеров во время стадии промоции, воплощает на экране астронавта, майора Роя МакБрайда. В прологе Рой работает на космической антенне, что с Земли поднимается в атмосферу и достигает чуть ли не Месяца (аллюзию на Вавилонскую башню заметили?). После аномальной энергетической вспышки, на станции-антенне происходит катастрофа и гибнет много людей. МакБрайда, которому чудом удалось выжить, сразу же вызывают к руководству SpaceCom (NASA будущего). Ему рассказывают, что его отец, Клиффорд МакБрайд (Томми Ли Джонс), которого считали погибшим во время выполнения проекта "Лима" (экспедиция к самой отдаленной планеты Солнечной системы – Нептуна), похоже жив и может быть причиной пресловутых энергетических вспышек. Рою придется отправиться в далекое космическое путешествие, по дороге показав нам колонизированную Луну и Марс – “последний оплот человечества в Солнечной системе” (как нам представляют красную планету в фильме).
Космическая айдентика и детали построения нового мира будущего – это один из тех элементов, которые делают картину Грея совершенной. И хотя Virgin Atlantic, который обслуживает коммерческий пассажирский рейс Земля-Луна – это очевидный продакт-плейсмент, реальные бренды, к которым мы привыкли в жизни, перенесены в измерение сай-фай как раз и делают этот выдуманный мир таким реальным, каким он должен восприниматься.
Важная вещь, которую стоит помнить про эту ленту как перед походом в кинотеатр, так и после просмотра – оператор. Кинематографистом Джеймса Грея в фильме работал не кто-нибудь, а сам Хойте ван Хойтема, который снимал для Кристофера Нолана “Интерстеллар” (Interstellar, 2012) и “Дюнкерк” (Dunkirk, 2017), а сейчас работает с режиссером над его новым фильмом. Собственно, Грей сам просил ван Хойтема “планы по “Интерстеллару”, по его словам, и очевидно вдохновлялся одной из лучших картин Нолана. Вспомнить только сцену с аварийной посадкой Питта, которая, однако, не копирует легендарный стыковки Макконахи, а скорее является данью культовой сай-фай экземпляра 21-го века.
Кроме чрезвычайных визуальных рядов и насыщенного космического экшена, Грей разместил на фоне сюжета линию отца и сына (которая внимательным зрителям напомнит мотивы “Апокалипсис сегодня” – фильм, который Грей считает причиной своего решения создавать кино), выстраивая софистические параллели между работой и семьей, любовью и долгом. Нарратив ленты побуждает зрителя самостоятельно исследовать ценность человеческого прогресса, подсознательно оправдывая отрицательные действия героев под давлением сценарного повествования. Режиссер до самого конца контролирует аудиторию, время от времени направляя вектор движения мысли благодаря приему закадровой рефлексии героя Брэда Питта.
“Одиссея Питта” на протяжении всего хронометража внушает определенную долю обреченности и фатализма, не только с точки зрения Роя МакБрайда, но и под углом зрения будущего человечества. Конечно же, несмотря на откровенный софизм от Питта и обоснование мотивации персонажа Клиффорда МакБрайда, “К звездам” не сможет конкурировать с “Интерстелларом” или работой Кубрика в плоскости глубины философских категорий и научных апробаций. Тем не менее, то состояние, в которое способна погрузить седьмая лента Джеймса Грея, вполне стоит 2 часов просмотра.
Сам Брэд Питт, издавший чудесный перформанс в ленте, просто безупречно смотрится в образе астронавта. Роль действительно выглядит будто написана лично под актера. Во время просмотра у меня даже возникла мысль – как бы Питт выглядел на месте персонажа Макконахи у Нолана. Ведь точно харизматичный майор космических сил, Рой МакБрайд вряд ли мог бы быть худшим пилотом НАСА, Джозефом Купером и гармонично поляризовал бы ленту вместе с Джессикой Честейн, в чем все убедились в “Дереве жизни”. Впрочем, это лишь наблюдение. Реальный образ Питта в “К звездам” хорошо запоминается и безусловно побуждает к эмпатии.