Этот блог посвящен истории моды и тому, как одеты наши любимые литературные герои. Сегодня сравниваем несравнимое, то есть уездного франта из города NN, засмотревшегося на бричку Чичикова, с ни много ни мало Ипполитом Курагиным.
Проще говоря, это же две самые известные пары панталон русской литературы!
Итак, герой №1:
"Он (Ипполит Курагин) был в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил, в чулках и башмаках. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по-новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней".
И герой №2:
"когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой".
Для начала вспомним, что Ипполит Курагин в своих панталонах посетил салон Анны Павловны Шерер летом 1805 года, а уездный франт некстати попался на глаза гоголевскому герою примерно в 1830-м году. Потому не стоит удивляться, что первые панталоны коротки, а вторые длинны. Ипполит носит к ним чулки; уездному франту незачем что-либо еще к ним носить, они полностью закрывают ногу. Согласно словарю Даля, слово "панталоны" в середине 19 века могло относиться как к длинным, так и к коротким штанам; однако, - отмечает Даль, - в нашем климате длинные встречаются чаще.
Итак, чем еще поразит нас Ипполит? О цвете ляжки испуганной Машки (она же нимфа) я уже писала вот здесь. Но юный князь надевает еще и фрак темно-зеленого цвета, и редингот у него странный - так кто же он? Кого копирует?
...уже на следующий день после казни Максимилиана Робеспьера (28 июля 1794) на улицах Парижа появились кареты с господами, одетыми подчеркнуто изысканно, богато и со знаками, указывающими на их принадлежность в роялистам. Господа носили кюлоты (короткие штаны; все же знают, откуда пошло слово "санкюлоты": те, у кого и приличных-то кюлотов нет, ходят, бедняги, в длинных штанах), фраки с огромными обшлагами - темно-зеленого цвета и с черным воротом (в знак траура по казненному королю), высоченные галстуки, лорнет, суковатую палку (чтоб гонять всё тех же санкюлотов) и короткие рединготы. Инкруаябли (Невероятные) - название это они получили из-за распространенного в их обществе восклицания "Это невероятно!" - держались эксцентричных манер как в общении, так и в одежде; их подруги (Восхитительные, или Мервейёзы) не отставали и, к примеру, любили всякие готичные штучки, вроде балов на кладбищах, а любимой темой разговора обоих полов этой молодежи была смертная казнь. Инкруаябли брили затылки и оставляли длинные волосы по бокам; Мервейёзы носили прически с открытой шеей (приговоренной к гильотинированию) и красные ленточки вокруг шей. В общем, моды, конечно, вскоре изменились, но след невероятных и восхитительных безумств какое-то время читался в одежде. Ипполит, как мы помним, достаточно невероятен и восхитителен (не путать с Анатолем, который просто кутила и волокита), чтоб следовать и устаревшей, и смешной - зато какой шикарной - моде. Впрочем, может, он ей и не следовал, а так просто совпало. Модные предметы смешивались, теряли изначальное значение, копировались представителями других стран и классов. В общем, Ипполит надел то, что счел удобным. И по случайности оно совпало с чем-то из истории времен Директории. Вот редингот же у него длинный - а Инкруаябли носили короткие. Длинные носили чуть позже, в 1800-х годах.
Итак, если Ипполит стянул свой костюм из Франции, то уездный франт - из Англии. Джордж Брайан Браммелл - английский денди, основоположник этого стиля. Носил белые или бежевые панталоны или бриджи из ткани или кожи в обтяжку и подтяжки. Говорят, это он придумал пришивать к панталонам штрипки - для лучшей посадки по ноге. Так же, как канифас - полосатая ткань для пошива матрасов - мало похож на белую или бежевую тонкую кожу или сукно (правильные денди шили себе одежду из хороших материалов), так же и манишка с тульскою булавкой в виде пистолета мало похожа на белоснежную сорочку и высокий крахмальный галстук.
Кстати, канифасовые панталоны "весьма узкие и короткие" - но тут уж неясно, в чей огород Гоголь кинул этот камешек: в тех, кто неудачно копировал моду денди или в самих законодателей стиля. Потому что даже парижские модники 1820-х могли порой выглядеть и так:
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах". Ставьте лайки, они мне нравятся)