Символами ар деко считается небоскребы Манхэттена. Но на самом деле вершиной, образцом и настоящим символом этого стиля была «Нормандия» - лайнер-дворец, бороздивший воды Атлантики в тридцатые годы двадцатого столетия.
Июльским днем тысяча девятьсот тридцать шестого годах в нью-йоркском порту на борту французского пакетбота «Нормандия» погрузили двадцать один сундук, тридцать пять больших чемоданов, восемнадцать чемоданов поменьше, девять совсем маленьких и пятнадцать шляпных коробок. Багаж одной пассажирки первого класса. Пассажирку звали Марлен Дитрих. И не стоит думать, что кинозвезда нахватала, как Робин Бобин Барабек, много лишнего, в том числе, в последний момент, и шифера с его «кодиллаком». Именно так, налегке, пересекали Атлантику крупные дарования - самые богатые и знаменитые персонажи короткой счастливой эпохи между великими воинами. В эти годы океан не разделяли континенты, как раньше, но объединяли их большой проезжей морской дорогой.
За таких, обвешанных сундуками, заваленных букетами из залитых шампанским звездных клиентов боролись пароходные компании и целые страны. В сфере трансатлантического извоза кипела конкуренция: океан пересекали германцы «Бремен» и «Европа», итальянец «Рекс», английские морские королевы «Куин Мэри» и «Куин Элизабет».
Спущенная на воду в тысяча девятьсот тридцать втором французская «Нормандия» превзошла всех.
Если бы на кораблях вешали мемориальные доски, её двадцатиметровые борта были бы покрыты ими сверху донизу.
Корабли соревновались между собой, кто быстрее пересечет Атлантику. Переходящий приз, «голубая лента» побывал в руках экипажа «Нормандии» дважды: она поставила рекорд в первом же рейсе, потратив на путь от Гавра до Нью-Йорка всего четыре дня, три часа и две минуты. В «Нормандии» сошёлся инженерный гений всей Европы - руль делали чехи со «Шкоды», котлы немцы, турбины англичане.
«НОРМАНДИЯ» - САМЫЙ РОСКОШНЫЙ КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ КОГДА-ЛИБО ВЫХОДИЛ В МОРЕ.
Поезд из Парижа подавали прямо к причалу и высаживали пассажиров через закрытые трапы, как в современных аэропортах. Только очутившись на прогулочной палубе, пассажиры понимали, что они уже на корабле - на знаменитый «Нормандии», которая, при длине корпусов в триста тринадцать метров и высоте бортов в двадцать, могла поспорить размерами и роскошью с любым из небоскрёбов Манхэттена.
Только «Нормандия» не стояла на месте, а летела через Атлантику со скоростью пятьдесят пять километров в час.
Строился корабль на верфях «Пенхот» в Сен-назаре. Отец «Нормандии», русский эмигрант, корабельный инженер Владимир Юркевич, придал её от трехсот тринадцати метровому корпусу столь удачные обводы, что мощность двигателя без ущерба для скорости удалось уменьшить на четверть – восьмидесяти трех тысячетонный лайнер летел по морю со скоростью пятьдесят пять километров час.
Но эти рекорды оставались гордостью арматоров и рекламных агентов. Не все ли равно было пассажирам, три часа и две минуты или три часа и три минуты добавленные к четырем соткам. Эти дни все равно надо было скоротать.
Страдая от невозможности заснуть в нью-йоркском «Уолдорфе» и проснуться в парижском «Ритце», звезды тащились на пристань с чемоданами, сундуками, горничными, любовниками, мужьями - всем опостылевшим скарбом, который приходилось волочить за собой по жизни и столицы столицу через моря и страны.
Так что совершенная во всех отношениях машины «Нормандии» была механизмом не только для преодоления расстояний, но и для убивания времени.
«Нормандию» замыслили как суперкорабль.
Гордость компании «Дженерал Трансатлантик» - и всей Франции, которая в трудный момент взяла на себя долги СДТ и позволила закончить корабль. В колыбели он назывался Т6 - пока жена президента Альберт Лебрюна не окрестила его «Будь Нормандия!». При невероятном стечении публики двадцать девятого октября тысяча девятьсот тридцать второго года огромный корпус скользнул в воду по полозьям, покрытым сорока трёмя тоннами мыла (хочется верить, туалетного, а не хозяйственного) и тремя тоннами лучшего лионского сала.
Для украшения салонов первого класса Франция делегировало знаменитейших мастеров вроде Жана Дюнана: лаковые панно для стен курительного салона (по тридцать шесть квадратных метров каждое) он собрал из тысячи элементов.
Декораторы «Нормандии» сделали её образцом ар деко, облегчив, однако корабельной элегантностью пафос этого тяжеловато стиля. Инженеры создали идеальные условия для архитектуры, убрав из центра корабля дымоходы, портившие интерьеры старых лайнеров.
Америка, издавна оплодотворяемая кораблями, несколько столетий принимала эмигрантов, отправлявшихся за океан на последние деньги. Чрева кораблей были набитый пассажирами третьего класса, хотя имя и шарм кораблю делала горстка пассажиров первого.
Лайнеры автоматических линий служили наглядный иллюстрации классовой пирамиды.
«Первый класс тошнит куда хочет, второй на третий, а третий - сами на себя», - итожил свои впечатления от плавания Владимир Маяковский.
Продолжение читай в следующей статье.