История строительства и жизни моста, более сотни лет связывавшего Казань со столицей.
Начнем с краткого и сухого описания самого населенного пункта. Поселок Нижние Вязовые расположен на высоком живописном берегу Волги напротив города Зеленодольск.
Село известно с 1646-го года, как небольшая деревня Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря.
Наверное, самое старое здание в поселке - Храм Святой Троицы. Был построен в 1735-м году (где-то указан 1724-й год) и является памятником архитектуры. Закрыт в 1937-м, у храма была снесена колокольня, которую восстановили в 1993-м году.
Часовня Романовых, она же «Часовня Щусева» заложена в июне 1913 года у подножья Романовского моста, в день его открытия, в честь 300-летия дома Романовых. Строительство было заморожено с началом Первой мировой, ну и после Октябрьской Революции, конечно же оказалось никому не нужным. Так и простоял этот недострой почти сотню лет.
Долгое время здание использовалось как склад, пока о нем не вспомнили после развала СССР. Нашли старые эскизы, достроили второй этаж и шпиль, но тем не менее власть района сменилась и здание снова стало никому не нужным. Поросло всё травой, окна разбиты, лестницы и подходы не доделаны, а фасады уже рушатся.
Кстати, автор проекта часовни – Алексей Щусев. Он же автор проекта Казанского вокзала в Москве, и он же архитектор Мавзолея В.И.Ленина. Да, вот такая история.
Настоящий расцвет поселок получил в конце 19-го века, когда было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью.
Дело в том, что Казань, хоть и была крупнейшим городом Поволжья, железные дороги обходили губернию. Это конечно же существенно снижало значение города. Как поставки товаров, так и их продажа для казанских производителей и покупателей обходились куда более невыгодно, чем для соседних самарских или нижегородских.
После многих ходатайств разрешение на строительство железной дороги было выдано, но на облегченных условиях. Мост через Волгу не был построен, но «Общество Московско-Казанской железной дороги» обязывалось переправлять пассажиров и грузы летом – паромами, зимой – по льду. Весной и осенью, сообщение, соответственно прекращалось.
Вагоны товарных поездов переправлялись баржами, вмещавшими по 12 вагонов. Пассажиры же вынуждены были пересаживаться на пароходы. Таким образом ветка Казань – Москва состояла из двух частей. Москва – Свияжск (Нижние Вязовые) и Паратский затон (нынче Зеленодольск) – Казань.
Однако водная переправа не справлялась с потоком грузов и пассажиров. Строительство моста через Волгу виделось необходимым, но даже после высочайшего повеления императора Николая II от 1902 года, строительство оттягивалось. Возможно это связано с тем, что в стоимость тарифов переправа через Волгу не включалась, и приносила весьма существенный дополнительный доход «Обществу».
Строительство моста было начато в 1911-м году. По проекту он должен был стать мостом с крупнейшими пролетами в России.
Экономия времени и материалов, а также игнорирование элементарной техники безопасности привело к нескольким катастрофам при строительстве, которые унесли не один десяток жизней строителей.
Так в конце ноября 1911-го года, несмотря на раннюю зиму и морозы, быстро сковавшие Волгу, внезапно пришла затяжная оттепель. Обстановка диктовала руководству временно прекратить работы на строительстве, но оно не сочло это необходимым. В результате, 22-го ноября, когда по льду прибыла вторая смена строителей, а первая еще не успела уйти, начался ледоход. Тут же льдом срезало деревянные помосты у опор и десятки людей застигнутые врасплох падали с высоты на лед и в ледяную воду. На помощь подошли два ледокольных буксира, но в темноте, не имея освещения, они мало чем могли помочь. Определить число погибших не удалось, так как в основном это были временные работники, паспорта которых в конторе не учитывались.
По разным данным в тот день погибло до 200 человек. Катастрофу тогда постарались замять, а за столь преступную халатность и пренебрежение человеческими жизнями, никто тогда так и не понес ответственность, а руководство стройки куда больше волновала крупная потеря строительного материала. По словам очевидцев, водолазы, по весне спускавшиеся извлечь ценные материалы из воды сообщали о целом кладбище под водой.
На стройке платили сущие гроши, но безработица и голод, гнали туда всё новых и новых рабочих.
В апреле следующего года размыло защитные дамбы, а спустя две недели рухнул один из пролетов моста.
Кроме всего, возведение моста нарушило и водный режим Волги. Из-за возведения дамбы сузилось русло реки, ускорив ее течение на данном участке, в связи с этим аварии судов возле моста, особенно в период весенних половодий резко участилось и участок оставался аварийным вплоть до открытия Куйбышевского водохранилища в 1957-м году.
Мост через Волгу, получивший по указанию императора название Романовский, открылся летом 1913 года – на первом поезде, который проследовал через переправу, находилась казанская знать.
С началом Гражданской войны мост играет особо важную роль. После поражения красных в Казани, он является главной преградой для наступления белых под командованием Каппеля на Нижний Новгород, а оттуда на Москву. На станцию Свияжск (Нижние Вязовые) как на опорный пункт стекаются разбитые под Казанью и Симбирском (Ульяновск) части Красной армии. Туда же для восстановления дисциплины и порядка прибывает на бронепоезде Лев Троцкий.
У красных в тот момент времени было самое тяжелое положение. Контролируемые ими территории сужались, недоверие к советской власти усиливалось, а собранные под Свияжском разрозненные части объединяло лишь желание отступать. Проделанная Троцким работа, выступления, а также драконовские меры позволили тогда прекратить разложение и деморализованность в частях и отбить Казань.
Во время Гражданской войны каменные арки береговых пролетов были взорваны. При восстановлении их заменили металлические фермы.
Ошибки при проектировании и строительстве начали сказываться довольно быстро и через пару лет после открытия, скорость движения по мосту была ограничена. Исправляли недочеты и ремонтировали мост в 20-х годах уже советские инженеры.
В 1942-м году аэрофотосъемку Романовского моста, как стратегического объекта проводили немецкие разведчики (Знаменитая группа Ровеля люфтваффе). На фото суровым немецким почерком написаны параметры моста, населенные пункты, направление до Казани и обозначены зенитные батареи (Flak), прикрывающие мост.
В 50-х годах к дореволюционному мосту ниже по течению построен второй мост, открытый в 1957-м году. А в 2006- 2011-х годах полностью заменены дореволюционные пролеты старого.
В последующие годы мост именовался и как Красный, и как Свияжский, а официальное его название сейчас Зеленодольский железнодорожный мост, но не смотря на годы, первое его название так и прижилось за ним. Романовский мост.
Кстати, до открытия Займищенского моста через Волгу трасса М7 также проходила возле железнодорожного Романовского моста. Переправу по трассе от Нижних Вязовых до Зеленодольска осуществляли два парома, способные перевозить грузовые автомобили.
Введенный в эксплуатацию 1990-м году столь привычный нам мост возле Займища изменил трассу М7. Паромная переправа Аракчино – Верхний Услон казалась нерентабельной и была закрыта до недавнего времени. Паромная переправа Нижние Вязовые – Зеленодольск тем не менее осталась и долгое время была единственной действующей в Татарстане.
Вот такая вот история, столь небольшого поселка.
За исторические фото спасибо знаменитому сайту "Паству.Ком." Набирать на латинице ;)