«Самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить ему тысячи ошибок»
Уильям Сомерсет Моэм - известный английский писатель, в число романов которого входит «Луна и грош». Многие книжные блогеры характеризуют его произведения как «просто и есть о чем подумать». Действительно, в этом весь Моэм. Тонко, иронично и захватывает настолько, что не возможно оторваться, а частые философские рассуждения совсем не утомляют.
Приятная новость для тех, кого клонит в сон от одного только вида томов в 500 страниц: в «Луне и грош» их всего 200. Так что, при желании можно осилить за пару часов. Лично я предпочитаю растягивать удовольствие подольше.
Небольшой спойлер (хмм, не уверена, что это подходящее слово) : заранее извиняюсь, если какие-то мои фразы будут немного высокопарными или пафосными. Издержки книжного воспитания :)
О чем книга?
В центре сюжета Чарльз Стрикленд - обычный, на первый взгляд, ничем не примечательный работник биржи. У него есть стабильный доход, приличное жилье, жена и двое детей. Казалось бы, нечего больше желать от жизни. Однако сам Стрикленд так не считает и в 40-летнем возрасте отправляется в Париж, чтобы стать художником.
Так начинается его творческий путь, который описывается на протяжении всей книги одним молодым писателем, знакомым Чарльза.
Одна судьба на двоих
Вы знали, что прототипом Стрикленда был живописец Поль Гоген (да-да, тот самый, после ссоры с которым Ван Гог отрезал себе ухо)? Если да, поздравляю. А я как дура искала его картины в интернете.
Биография главного героя считается вымышленной, но некоторые моменты совпадают с реальными.
Великий и ужасный
Личность некоторых героев осталась мне непонятной. У одних человеколюбие и доброта граничат с раболепством, а другие просто закоренелые угрюмые мизантропы.
Само название «Луна и грош», на мой взгляд, подразумевает два противоположных мира, частью которых был Стрикленд. В одном он жил, в другом существовал. Существовал среди лицемерных улыбок, аристократических предрассудков, снобизма и постоянного однообразия и жил на свободе, окруженный дикой природой и людьми, не скованными общественными стереотипами.
Порой мне было непонятно, олицетворял ли Моэм злой рок или просто смеялся над своими героями. Дирк Стрёв (друг рассказчика) - прямое подтверждение последнего. Кто читал, поймет. В любом случае, в основе рассуждений писателя лежал суровый реализм.
А лавры самой противоречивой фигуры в повествовании, конечно же, достались Чарльзу Стрикленду. Почему гениальность неотделима от безумия? Он внушал бы искреннее сострадание, если бы не его ужасная циничность, злая язвительность, полное равнодушие ко всем, даже к себе самому. А в тоже время хочется восхищаться его страстью к искусству и самоотверженностью.
Мое мнение
Итак, если вы сомневаетесь, читать эту книгу или нет, вот вам совет библиофила со стажем: читайте, не пожалеете. Так или иначе, я выкладываю рецензии только на те произведения, которые меня зацепили, ибо не вижу смысла писать о том, что не нравится.