Найти тему

Демографический коллапс на рынке труда

Кадровый демографический коллапс нарастает в России с 2013 года. Выражается он в катастрофическом уменьшении молодежи на рынке труда. Это молодые люди 90-х годов рождения, чье появление связано с демографическим спадом. С 2013 года каждый год в России становится на 1,2 млн. меньше молодых людей 20+. За 10 лет мы не досчитаемся 10 млн. человек молодого трудоспособного населения. Это проявляется в официальных показателях – например, сегодня фантастически маленький показатель безработицы в России в условиях сокращений работников и закрытия производств. Скорость выбывания трудоспособного населения в 2 раза опережает скорость сокращения рабочих мест. По мнению академика И.А.Гундарова именно это и явилось основной причиной пенсионной реформы. Скоро работать будет некому, поэтому за счет несостоявшихся пенсионеров и будет закрыта многомиллионная кадровая брешь. Старшее поколение вынудили остаться на рынке труда, лишив их средств существования. Эта причина не озвучивается открыто. Официальная версия объясняет реформу увеличением количества пенсионеров в связи с ростом продолжительности жизни. И практически не связывает с назревающей катастрофой на рынке труда. И.А. Гундаров приводит такие данные: раньше было соотношение: 2 пенсионера на одну вакансию, теперь - 2 вакансии на одного пенсионера.

Работодатели заметили: сильно изменилось поведение молодежи на рынке труда. Молодые соискатели не приходят на собеседования, не желают работать за маленькую зарплату. Диктуют свои условия, имеют завышенные ожидания от работы, легко меняют работодателей, не желают преодолевать трудности и приспосабливаться. Слывут нелояльными и неответственными. В общем, демонстрируют некую избалованность, несвойственную предыдущим поколениям. Это и есть следствие отсутствия социальной конкуренции среди молодого поколения за место под солнцем. В свое время им не приходилось конкурировать за учебные места: поступить в вуз для них не составляло проблемы. Количество бюджетных мест в учебных заведениях было сопоставимо с количеством выпускников школ. Теперь настала очередь работодателей пожинать плоды демографического перехода.

К фактору малочисленности добавились и новые психологические и социальные особенности поколения «миллениалов». Портрет поколения Y изучают крупные корпорации, такое исследование проводил недавно Сбербанк. Отмечают, что нынешнее молодые люди (20-30 лет) более амбициозны, чем их родители. Новые технологии, в освоении которых они превосходят старшее поколение, значительно расширили для миллениалов выбор профессий и карьерные возможности. И это еще только подтягивается на рынок труда поколение Z (родившиеся после 2000 года). С ними вообще все будет по-другому, ведь они выросли в новой цифровой реальности - Интернета, гаджетов и социальных сетей. И другой не знают.

Настало время работодателям приспосабливаться под молодых работников. Искать, как привлечь их на рабочие места, мотивировать, заставить работать. Теперь кадры решают за нас!