«Выступает заслуженный мастер спорта и олимпийская чемпионка...» — так представляла шестилетнюю Елену Исинбаеву на домашних «соревнованиях» между сёстрами её мама.
Это пророчество сбылось!
А что говорите вы своим детям?
Наши слова, как положительные, типа «Ты молодец!», «Я горжусь тобой!», «У тебя обязательно получится!», так и негативные — «Ты неудачник», «Двоечник», «Ну что еще можно от тебя ожидать...» — формируют у ребёнка представление о себе. Ведь он нам очень верит, и если мама что-то говорит, это значит, что так и есть! И потом он свое поведение «подстраивает» под полученные представления.
Но более того, значение имеют не только наши слова, но и наши установки, представления, то что мы сами думаем о ребёнке.
Я хочу рассказать вам об одном очень интересном эксперименте, который провел американский психолог Роберт Розенталь. Вместе со своим коллегой в начале учебного года он провел исследование в одной из американских школ и «выявил» наиболее способных учеников, тех, кто «показал» наилучшие результаты в тестах на интеллект. Их фамилии сообщили учителям. При этом педагоги были удивлены, т.к. перечисленные дети не отличались в учебной деятельности от всех остальных. Однако, психологи утверждали, что это — одарённые дети и они себя еще проявят! (Хотя на самом деле ребята в эту группу были выбраны случайным образом, они на самом деле не показали никаких выдающихся или отличающихся от других результатов). При этом учителей просили не говорить детям о полученных результатах и не называть лучших.
Прошел учебный год, и исследователи провели новое тестирование. В нём все дети, названные в начале года «одарёнными», показали результаты намного лучше всех остальных. Показатели их интеллекта стали намного выше чем в среднем по классам. Теперь этих детей заслуженно можно было назвать успешными и одарёнными!
Этот эксперимент доказал, что мы получаем то, во что верим. Учителя, убеждённые в одарённости детей, своим поведением и отношением «спровоцировали» активное развитие выбранных детей — вероятно, педагоги вольно или невольно показывали своё особое отношение, а дети стремились ему соответствовать, и тем самым добились значительных успехов.
Таким образом можно сказать, что если человек в чем-то убеждён, он непроизвольно начинает себя вести таким образом, что это осуществляется и/или получает подтверждение.
Этот эффект получил в психологии название эффекта Розенталя (или эффекта Пигмалиона, как назвал его сам исследователь, проводя аналогию с персонажем древнегреческой мифологии).
Еще один эксперимент, подтверждающий влияние ожиданий на поведение детей, провела Джейн Эллиотт — учительница третьего класса одной из школ в штате Айова, США. Она хотела показать, что чувствуют люди, когда их дискриминируют из-за цвета кожи. Она предложила своим ученикам «поиграть». По условиям игры дети разделились на 2 группы согласно цвету глаз. После этого учительница объявила, что голубоглазые дети хуже кареглазых. Они не такие сообразительные, медленнее усваивают материал, и поэтому к ним нужно относиться по-другому.
Сразу после начала «игры» поведение детей изменилось — кареглазые ученики стали более уверенными, а голубоглазые стушевались. Но удивительнее всего было изменение способностей детей к чтению и письму. Эллиотт заметила резкий рост умений кареглазых учеников и снижение таковых у голубоглазых детей.
На следующий день учительница поменяла роли. Теперь она объявила, что дети с голубыми глазами умнее, чем те, у кого глаза карего цвета. Буквально за минуты дети освоили новые роли. Голубоглазые ученики стали главенствовать, а кареглазые растерялись.
При этом диктанты, которые Эллиотт проводила два дня подряд, показали, что дети писали лучше в тот день, когда их группа объявлялась более умной и способной. Таким образом дети явно отвечали на ожидания, которые им высказывала авторитетная личность. Когда им говорили, что они бестолковые, результаты в учебе у них явно снижались. Когда говорили, что они сообразительные, все получалось гораздо лучше.
Этот эксперимент доказывает, что ожидания и установки значимых взрослых могут менять поведение и успешность детей достаточно быстро, причем как в одну так и в другую сторону.
Верьте в своих детей — в их одаренность, в их способности, в их доброту! Говорите им об этом, демонстрируйте свою убежденность. И вы получите то, во что верите!