Всегда ли хорошо для ребенка учиться в престижной школе?
Когда мы отправляли старшую дочь учиться в престижный лицей с большим вступительным конкурсом, у нас в семье возник спор. Я считала, что ребенок должен учиться в престижной школе, даже если сейчас не показывает выдающихся результатов. Мол, главное туда поступить, а потом уже атмосфера и окружение будут способствовать развитию таланта.
Мой муж, наоборот, говорил, что лучше быть «звездой» в обычной школе, чем середнячком в престижной. В итоге победила я и дочка успешно учится.
А сегодня я читала научную статью Ю.В Кузьминой «Эффект «Большой лягушки в маленьком пруду». Всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?» и вспомнила наш семейный спор.
Оказывается, еще в 1966 г. американский исследователь Д. Дэвис анализировал факторы, влияющие на выбор карьеры выпускниками школ в США и пришел к выводу, что позиция ученика в школе относительно его одноклассников, является главным фактором для его дальнейшего профессионального развития. Т.е. на успешный выбор профессии влияет не его академическая успеваемость по предметам, и не оценки в аттестате, и даже не советы родителей и учителей. Ребенок с большой вероятностью выберет для профессионального развития то направление, в котором будет считать себя наиболее успешным по сравнению с одноклассниками.
Так же Дэвис заметил, что ученики в сильных классах имеют самооценку ниже, чем ученики с таким же уровнем знаний из обычных классов. Именно тогда Дэвис впервые употребил термин «Большая лягушка в маленьком пруду» (БЛМП).
"Ну, когда это было! Да еще и в Америке" - скажете вы.
Но в 2011 году и у нас были проведены исследования как эффект БЛМП проявляется в российских школах.
По их результатам был сделан вывод, что самооценка ребенка действительно серьезно влияет на его обучение после школы и выбор профессии. Ученики с более высокой самооценкой в будущем добиваются лучших результатов.
Так же исследование подтвердило, что ученики в сильных школах имеют самооценку ниже, чем ученики с таким же уровнем достижений, но обучающиеся в обычных школах. Кроме того, чем дольше ребенок учится в сильном классе, тем больше снижается его самооценка.
А самое неприятное, что негативный эффект ощущения себя «маленькой лягушкой в большом пруду» для самооценки остается значимым даже после окончания школы.
Это связано с тем, что ученики, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют к себе повышенные требования, но не имеют возможности соответствовать этому уровню. Невозможность достичь желаемого уровня приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем.
Конечно, это исследование не касается детей, действительно обладающих выдающимися успехами в учебе. Но если ребенку трудно учиться в сильном классе или школе, то получается, для его успешности в будущем лучше перевести его в обычную школу.
Вывод:
Родителям нужно интересоваться не оценками ребенка в дневнике, а выяснять как он сам оценивает свои успехи в том или ином предмете. Именно его самооценка влияет на его увлеченность предметом и впоследствии сыграет важную роль при выборе будущей профессии.