Вновь приветствую вас и приглашаю прокатиться со мной по Норвегии на самодельном автодоме.
Прошлая часть закончилась на стоянке у грандиозного Сигне-Фьорда, так что оттуда и начнём.
Как обычно — в конце будет видео, показывающее во всей красе события, описанные далее. А мы начинаем!
День 16 — Полеты над фьордом, музей Sunnfjord, водопад и паром (9 августа 2018)
Из прошлой заметки вы могли узнать, что не желая оставаться на полянке залитой дождем с табличкой «автодома запрещены» я выбрал для ночной стоянки обычную зону отдыха на трассе. Совсем не расстроился по этому поводу — попробовать и такой вариант было интересно, к тому же зона отдыха была несравнима с теми, что мне попадались в европе. Это была зеленая гравийная площадка стоящая прямо на огромном Сигне-Фьорде! Блин да за такое деньги обычно берут, а тут все бесплатно, да еще и столики поставили и урны — пожалуйста, отдыхайте на здоровье.
К тому же трасса была не сильно оживленная, и к 9 вечера и так небольшой поток автомобилей совсем иссяк. Выспаться до 10 утра мне ничего не помешало.
В отличии от вчерашнего дождливого дня — сегодня светило солнце и после завтрака удалось совершить свой второй в жизни полет на квадрокоптере. Было немного стрёмно вылетать прямо на середину фьорда, но чего не сделаешь ради красивых кадров.
Неподалеку от моей стоянки, прямо на фьорде, расположилась рыбная ферма — довольно популярное предприятие в Норвегии
В каждом таком «кружке» (садке) может находится до ста тысяч рыбин типа семги! В Норвегии не очень много земли подходящей для выращивания продуктов на продажу, зато сотни фьордов с чистой, защищенной от штормов водой прямо в глубине континента. Вот этим и пользуются местные предприниматели, выращивая рыбку в промышленных масштабах. Обычно где-то неподалеку примостился прямо у воды завод по переработке и заморозке рыбы, откуда она уже поступает в местные и европейские магазины.
Погода снова начала немного портиться, но полетать на дроне я успел, а большего и не просил.
На этой же стоянке ночевал автодом из Литвы, так что я пообщался с парой в возрасте, путешествующей на нём. Дом был внушительных размеров — такой прямо настоящий 4-6 местный со всеми удобствами. Женщина в основном занималась домашиними делами и кухней, а мужчина искал удобные места для рыбалки прямо с камней около нашей стоянки.
Из-за отлива поймать особо ничего не получилось — рыба начала уходить на глубину. Литовцы упаковали и отправились на поиски более удачного места для ловли. Говорят что каждый год так ездят — на пароме прямо из Риги в Швецию и буквально за пару дней уже можно оказаться у норвежских фьордов. Удобно!
У меня тоже планы на сегодня были очень обширные, так что в 13 я выдвинулся к первой точке моего маршрута — музею Sunnfjord. Благо он был всего в полутора часах от меня.
Около музея нашлась удобная парковка, дождь как раз перестал идти и, оплатив 6 евро за посещение музея с гидом, я отправился осматривать экспонаты. Кстати, если вам не нужен гид вы можете погулять по территории музея. бесплатно! Но не увидите много интересного.
Итак что же вообще из себя представляет музей Sunnfjord? Это комплекс оригинальных норвежских построек разных времен, собранных в одном месте.
И оригинальных в самом настоящем понимании этого слова. Эти здания были найдены по всей Норвегии, бережно разобраны, перевезены и собраны обратно уже на территории открытого музея. Что-то починено и заменено, конечно, все таки дерево не живет бесконечно, но за основу взяты оригинальные постройки и ремонт делается по технологиям тех времен. С деревянными клиньями вместо гвоздей и ручными пилами.
В основном представлены строения 15-18 веков и различные орудия труда и бытовые предметы 18-19 века. Сопровождения гида дает преимущество посещения трех основных зданий на территории — большого фермерского дома, склада продуктов и летнего гостевого дома. Без гида можно смотреть на здания только снаружи.
Но самое интересное именно внутри — сотни оригинальных предметов норвежского быта тех времен. Всякие сундуки, стулья, прялки, корзинки, тарелки и даже одежда в большом количестве расставлены по осматриваемым зданиям.
В доме фермера используется печь без дымохода, так что весь дым просто выходит через люк в крыше, открываемый длинной палкой.
Из-за этого весь потолок абсолютно черный. Так как это самые настоящие дома, в которых жили люди — они претерпевали изменения с течением времени. Например только одна часть дома датирована 15-м веком, остальные были пристроены к нему позже — в 17 и 18 веках. Так же в доме изначально не было окон (из-за дороговизны стекла), но позже, по требованию женщины, которую позвал замуж хозяин дома того времени, окна были вставлены «иначе я не согласная!». Благо к тем годам плохонькое, но всё же хотя какое-то, стекло стало доступно для простых смертных.
Для открытия склада для хранения еды используется оригинальный деревянный замок с огромным деревянным ключом. А еще амбар стоит на специальных столбах «анти-крысиной» формы и вход отделен от ступенек промежутком пустоты, чтобы грызуны не добрались до съестных запасов.
На территории находятся и другие строения, причем на каждом из них есть табличка с годом постройки и местом, откуда оно было перевезено в музей. Хозяйственные и жилые дома разных времен. По некоторым даже можно проследить как менялся подход к строительству и оформлению дома в разных столетиях.
Конечно же, большинство домов имеют фирменные земляные крыши. Клумба на крыше — это не только очень красиво, но еще и отлично работает в качестве теплоизоляции в теплое и холодное время года. Для Норвегии это вообще фирменный знак и такой вид "крышевания" до сих пор используется не только в туристических местах, но и на реальных крышах некоторых норвежцев и даже на автобусных остановках. Видел я в Москве одну остановку с крышей, на которой росла трава… жаль, что в изначальном дизайне она была стеклянная…
Вообще даже без гида на территории музея очень красиво. Кроме домиков там есть зоны для пикника и барбекью и пасутся козы (надеюсь это не связано). Козы и мангалы в музее! Где это видано! В Норвегии смотрится вполне органично. Вообще Норвежца рыбой не корми — дай на хайкинг или пикник сходить. Так что эти зоны везде — в горах, на пешеходных маршрутах, у магазинов, у заправок и даже около кладбищь.
С территории музя тоже начинаются некоторые машруты для хайкинга, да и вообще такое неплохое место для прогулок. Учитывая, что гулять тут можно абсолютно бесплатно — думаю место популярное. Даже без исторической ценности — тут банально красиво.
Внутри здания музея дополнительно представлена экспозиция расписанных корзинок, шкатулок и сундуков. Стиль напоминает нашу хохлому.
Нагуляв по музею больше часа и поблагодарив гида за интересные рассказы отправился к следующему пункту из списка на сегодня — водопаду Huldrefossen
Это была не только интересная, но и очень удобная точка для посещения — ведь ехать до него от музея всего 20 минут! Доехать прямо до водопада правда нельзя — нужно оставлять автомобиль на парковке неподалеку и оставшиеся минут 15 шагать пешком, но от сельской прогулки мы с Фраем никогда не откажемся.
Припоминая по дороге водопады, которые я видел в жизни до этого я понял, что не могу припомнить ни один! Неужели это будет мой самый первый настоящий водопад? Что ж, ему тогда лучше оказаться впечатляющим.
Водопад не разочаровал моих ожиданий.
Окруженный горами и лесами, с огромной полянкой и пасущимися коровами с овцами прямо у его подножья. Шум воды оглушал, а брызги разлетались во все стороны на расстоянии не меньше 50 метров.
Водопад был не очень большой, но довольно высокий — 87 метров. В процессе наблюдения за чудом природы главное было не засмотреться и не вляпаться в лепешки, щедро расставленные местными коровами по всей окрестности. Пришлось выбирать маршрут осторожно, чтобы не унести на себе или Фрае частичку норвежской пасторали.
Возвращаясь от водопада обратно на парковку с автодомом у меня в голове была только одна мысль — «тут обязательно нужно полетать на квадракоптере». Погода к этому времени была уже просто замечательная, так что осадки меня не беспокоили, а вот за общение водопада с нежными внутренностями дрона я переживал больше. Насколько близко можно подлетать к водопаду? Много ли брызг летит в верхней части? Ответы на эти вопросы планировалось выяснять опытным путём. В третий раз в жизни запустив квадрокоптер в воздух. Сделал я это прямо с парковки, чтобы не тратить еще 30 минут на хождение к водопаду и обратно. Благо по прямой до водопада было всего метров 300, а Mavic Pro без проблем держит сигнал в прямой видимости на расстоянии 5 и даже более километров.
Было немного непривычно запускать квадрокоптер в неизвестность, перестав его видеть еще даже не достигнув водопада. Но благодаря отличной камере и отзывчивому управлению удалось снять неплохие кадры (по меркам начинающего пилота конечно)
Свернув свою лётную программу отправился дальше, этот день мне определенно нравился — столько интересных событий!
В целом время уже перевалило за 17 и я направлялся к точке для ночевки, но всё же пережил еще одно впечатление на сегодня еще одну паромную переправу. Про них я более подробно рассказывал в прошлой части и в этот раз все прошло так же легко и быстро, буквально 20 минут и я уже был на другом берегу фьорда Nordfjord.
В этот раз зашел в пассажирскую зону — оказалось, что она вовсе не соотетствует индустриальному суровому внешнему виду парома. Внутри все очень уютно, современно и стильно. Много столов, кресел, телевизоров и даже есть кофе и сладости.
Оплату за кофе с булочками нужно оставлять в банке около стола. Обслуживающего персонала и продавцов нет.
Для стоянки я выбрал большой городской сквер в городе Nordfjorded, судя по отзывав в приложении park4night там находилась большая лужайка, деревья и столики для пикника с пространством вокруг. Приехав на место обнаружил что всё это действительно там было, в том числе и цепь, преграждающая проезд на территорию сквера! Может быть я приехал в какой-то неудачный день или местным жителям надоели автодома, ночующие на территории парка, но факт остался таковым — заехать туда сегодня было нельзя.
Но ничего страшного, дикие места для стоянок — это всегда риск и нужно быть готовым к провалу. Считайте это частью игры, где-то повезло, где-то нет. Для этого я всегда выбираю запасное место для ночевки неподалёку. Так же было и в этот раз. К тому же оно было так близко, что я даже не успел расстроится о закрытом парке. Всего 5 минут и я запарковался на стоянке у лодочного причала. Это был самый край парковки, который не используют владельцы лодок, так что здесь было тихо и спокойно.
А главное вид — он был просто великолепен! Парковка (как и сам город Nordfjorded) была расположена прямо на острие фьорда и открывала бесконечный вид на это грандиозное творение природы.
Фьорд кончался вот прямо здесь, я даже сходил и потрогал его рукой — бррр… холодный! Отсюда до моря около 50 километров, но в тоже время вот оно, с доставкой прямо к месту моей ночевки. Это конечно большой кайф Норвегии — найти место для стоянки у воды так легко, ведь вода просто везде. Моря, фьорды, реки, озера — тысячи километров побережья к вашим услугам.
Познакомился с немецкой семьей по соседству. Ребенок лет 3 с голой задницей бегал по их автодому, а я обсуждал с отцом семейства достопримечательности и маршруты Норвегии. Нам было о чем поговорить, ведь мы путешествовали примерно по одному и тому же маршруту, только в разные стороны! Пока я продвигался с юга наверх, они уже возвращались обратно к Германии, посетив северную часть через Финляндию. Поделившись друг с другом советами и хитростями на предстоящем пути, пожелали спокойной ночи и разошлись отдыхать.
Отдыхать мне правда не пришлось еще долго — на фьорде начался закат и я, схватив штатив и камеру снимал и снимал фото и видео с разных углов и на разные линзы еще два часа.
Наконец к 22 я успокоился и приготовил ужин, открыв сдвижную дверь прямо с видом на фьорд. Ну какой отель или кемпинг даст такое?
Эти моменты нельзя передать словами и фотографиями, только почувствовать самому. И для кого-то в них нет ничего особенного, но в моем мире это и есть самый настоящий отдых и кайф. Вовсе не роскошный номер отеля с прислугой, джакузи, шампанским и телевизором во всю стену. В таких местах я не ощущаю себя комфортно, а тут? Тут я был там где и хотел быть именно сейчас.
Я уже успел поесть и отдохнуть, а закат всё не унимался! На часах цифра 22 сменилась на 23, а фьорд становился только лучше. Или это пиво? Хм. Нет, всё же больше был виноват фьорд, с его гладкой, как зеркало, поверхностью и розовым ночным закатом.
Я наслаждался его видами почти до полуночи, пока меня просто не отключило в сон, всё таки день был очень насыщенным.
День 17 — дожди, паромы и еще дожди.
Прямо с утра погода не заладилась. Особенно обидно то, что таял на глазах мой план запустить квадрокоптер. Думаю это место было бы просто фантастически красиво с воздуха. Но сейчас я не мог не то что запустить дрон в воздух, но даже выпустить собаку на улицу.
Помня, как быстро меняется погода (особенно у воды) я решил выждать некоторое время и потратить его с пользой. Прибрался и снял краткий обзор автодома (на двух языках), что заняло около двух часов, но ситуацию с погодой особо не изменило.
Ну что ж, тогда решил что не стоит терять время в ожидании и отправился к следующей точке своей ночевки — городу Молде.
Точка в целом была выбрана как «проходная» по пути на север, но меня заинтересовала возможность стоянки на горе, которая считается достопримечательностью города и к тому же предлагает пару маршрутов для хайкинга. Заночевать в месте с отличным видом — это я всегда за!
Вообще была идея поехать в очень популярный туристический город Олесунн, но решил оставить это на следующее посещение Норвегии. По городу нужно было либо гулять пешком либо лезть на соседнюю гору в поисках красивых видов — и то и другое было маловероятно в такую погоду. Так что поехал сразу дальше на север.
Чтобы добраться до города Молде пришлось воспользоваться еще двумя паромами, причем если один стоил 27 евро, то второй целых 35.
Такими темпами я забеспокоился, что просажу целое состояние на переправах, но оказалось, что опасения напрасны — дальнейший месяц путешествия я паромами почти не пользовался. Север Норвегии вполне нормально проезжается по дорогам без паромов.
Дорога была довольно долгой, так что до места удалось добраться только к 22. Еще некоторое время понадобилось чтобы забраться на гору высотой 400 метров по узкому серпантину. И тут же передо мной предстали головокружительные виды на город Молде и фьорд.
Да… в общем никаких видов на сегодня. Погода была на грани штормовой. Не было видно ничего дальше площадки, на которой я стоял. Фургон качало из стороны сторону, а деревья вокруг выгибались под напором стихии. Что вообще за дибил попрется в такую погоду на самую высокую точку в городе? А ну да…
В общем еще раз поблагодарив себя за полнофункциональный дом, оставалось только решить проблему прогулки с Фраем.
В общем то вариантов было не много — накинул дождевик и полез мокнуть, уговаривая собаку сделать все необходимые дела побыстрее. Фрай похоже понимал серьезность ситуации и управился со всем необходимым за 5 минут.
Дальше оставалось только вернуться в дом, переодеться и насладиться вкусным ужином, окруженным бушующей стихией. Знаете, в этом даже что-то есть! Жевать рыбу с картошкой, запивая польским пивом (ну там акция была) и смотреть в окно, как ветер сносит птиц, пасующих над его силой. Необычное ощущение, когда от непогоды отделяет всего несколько миллиметров железа и стекла, а внутри сухо, тепло и комфортно. Под «убаюкиваюбщую» раскачку фургона отправился в кровать. После долгой дороги под дождем ветер не смог помешать моему сну.
День 18 — хайкинг, паром и стоянка на пляже у фьорда
Где-то к середине ночи стихия сменила гнев на милось, тучи расступились, и утром вид за окном начал напоминать то, что было обещано в комментариях к этому месту в приложении park4night.
Совсем другое дело! Над фьордом всё еще стояла влажная дымка, но солнце согревало местность вокруг и лужи исчезали одна за одной, как будто дождя и не было.
Решил что таким шансом нужно пользоваться и отправился в свой первый мини-хайкинг поход. В целом это место довольно популярное у хайкеров, они идут в гору все 400 метров до этой стоянки и дальше к верхней точке. Я же «схитрил» добравшись почти до конца пути на авто и намеревался лишь прогуляться по горе сильно не напрягаясь. Хайкинг для меня в новинку, так что начинать надо постепенно.
Маршрут по холму очень хорошо подготовлен. В нужных местах сделаны естественные ступеньки из камней, а через ручьи проложены деревянные мостики. Идти — сплошное удовольствие.
Молде Панорама
Не смотря на проливной дождь весь вчерашний день — грязи по пути почти нет, все заботливо уложено камнями. При этом маршрут не выглядит искусственным — ведь эти камни взяты с этого же места.
Пройдя около километра вышли на высокую точку с красивейшим видом во все стороны. Не зря это место так популярно у путешественников
Посидев немного на камнях отправился обратно, немного другой дорогой. Итоговая прогулка вышла почти в 3 километра — неплохо для начала.
Не упуская хорошей погоды запустил полетать и квадрокоптер. Тут я узнал что такое встречный ветер. Лихо отправив машинку бороздить фьорд вдогонку за отплывающим паромом поигрался с десяток минут и решил, что пора бы и возвращаться обратно. Тем более, заигравшись с паромом, я и не заметил как отлетел на расстояние больше 2 километров!
Паром, не так быстро!
Развернул дрон обратно, но к моему удивлению он вовсе не собирался лететь в мою сторону, оставаясь практически на месте, не смотря на мои попытки направить его домой.
Я немного запаниковал, но вспомнив принципы аэродинамики снизил высоту со 100 метров до 10 и наконец начал сокращать дистанцию. Подлетев к берегу дело пошло быстрее и я даже успел сделать еще пару кадров города и нормально вернуться к дому.
Но урок был запомнен — всегда проверять как дрон летает во все стороны, перед тем как улетать на километр, особенно над водой.
Перед отъездом дополнил посещение этого места просто отдыхом на лавочке, поедая персики с видом на город и приходящие в порт суда.
Пора было двигаться дальше. Прикинув, что уже шел 17-ый день путешествия (из 30 планируемых ага), я как- то не особо быстро продвигался по стране. Решил немного наверстать и двинул четко на север, по направлению к городу Тронхейм.
По пути снова воспользовался паромом. В этот раз работник паромной компании посчитал мой транспорт как «менее 6м» что сразу снизило стоимость моей оплаты с 25 до 10 евро. Я слышал они так могу сделать иногда, но в моем случае с длиной 6.94м особо не рассчитывал. Приятненько ) Спасибо парню.
Из интересных событие по пути — нашел очередную заправочную/сервисную станцию, где для слива воды нужно было самому снять крышку с люка при помощи чудо-домкрата.
Ишь ты, и такое бывает.
В остальном дорога прошла отлично, по ходу пути дождик иногда накрапывал, но на место я приехал к чудесному закату.
Вот уже четвертый день я останавливался прямо на берегу фьордов, и каждый день разных. Сегодня это был пляж Trondheimsfjorden.
Это удивительное место было примерно в 20 километрах от города Тронхейм — просто парковка на гравии прямо на огромном пляже, в окружении огромных газонов, полей пшеницы и красных норвежских домиков. Лучше и не придумаешь для завершения дня.
Фото в сегодняшнем выпуске просто бомбические, да?)
Оставалось только приготовить вкусный ужин и насладиться им под шум прилива и виды заката.
На этом мой день закончился, как и эта часть. Да, это пока всё, увидимся в следующей!
Если вы хотите продлить свое посещение Норвегии еще на 25 минут — к вашему просмотру видео, показывающей во всей красе события, описанные выше (включая съемки с квадрокоптера конечно)
Спасибо за ваши комментарии и лайки - увидимся в скудеющей серии!