Всем привет! Решила вам рассказать про занятия для развития мелкой моторики. Наверняка всем известно, что тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
1. По совету логопеда, мы приобрели вот такой шарик с колечком, называется он Су-джок.
Этот шарик можно катать по руке ребенка круговыми движениями, между ладошек, массировать каждый пальчик, при этом рассказывать какой нибудь стишок.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Также проделываем массаж эластичным колечком, поочередно одевая его на каждый пальчик. Например:
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
2. Используем крупы. На помощь нам приходят : гречка, рис, горох, кукурузная крупа, семечки и т.д. Распечатываем любой трафарет или делаем рисунок самостоятельно, намазываем клеем, дети помладше сыпят крупу просто на листок, дети постарше уже строго по контуру. Также для поделок очень хорошо подходит пластилин.
3. Делаем простые упражнения с пальчиками.
- Упражнение "Апельсин". Сжать руку в кулак, вращаем кулачком-«Мы делили апельсин» .Разжимаем руку, показывая пять пальчиков-«Много нас!» Делаем жест «класс»-«А он-один!»
Далее, большим и указательным пальцем второй руки, нажимаем на каждый пальчик. ВАЖНО! Нажатие должно быть ощутимым. «Эта долька-для ежа» Следующий палец. «Эта долька-для стрижа» «Эта долька-для утят. Эта долька-для котят. Эта долька-для ежа»
Складываем ладошку в кулачок, второй рукой делаем круговые поглаживания кулачка «А для волка-кожура!» Двумя руками делаем «когти волка», двигаем ручки вперед-назад-«Он сердит на нас-беда!» Указательным и средним пальчиком «бежим» по ножкам-«Разбегайтесь кто-куда!» Повторяем с другой рукой.
- Упражнение «Капуста». Сжимаем кулачки и трём ими друг о друга. «Что за скрип?» Складываем руки в «замок», двигаем пальчиками «Что за хруст?» Делаем из ручек «чашку», качаем из стороны в сторону «Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я-капуста!» Ребром ладони стучим по ножкам «Мы капусту рубим-рубим» Делаем «тёрку»(одна рука сжата в кулак, вторая полностью раскрыта, кулаком трём раскрытую руку) «Мы капусту трём-трём» Делаем пальчиками «посыпные» движения «Мы капусту солим, солим» С силой сжимаем кулачки и разжимаем «Мы капусту жмём-жмём!»
4. Работаем с прищепками. Вариантов игр множество. Приведу пару примеров.
Ладошка. Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите ребенку, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.
Щип-щип. Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте ребенка за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.
Травка. Дайте ребенку несколько картонных полосок разной длины, договорившись с ним, что это будут полянки. Предложите посадить на полянку травку. Эта игра формирует понятия «длинный — короткий».
5. Пальчиковые краски.
Вариантов также множество, предложу один из них.
Вначале макаем указательный(удобный) пальчик в краску и проводим яркую линию, затем даем ребенку влажную салфетку, это очень важно! Не моем палец, а именно даем ребенку салфетку и предлагаем вытереть краску с пальца.
В процессе стирания краски с пальчика, ребенок делает, так называемый-самомассаж. Далее, предлагаем выбрать другой цвет из предложенных и окунаем туда средний пальчик, возможно, что здесь потребуется ваша помощь, ведь ребенку сложно «переключиться» с ведущего пальца. Проводим линию и вытираем пальчик и так далее, с каждым пальцем. Не забываем и про вторую ручку!
Итак, у вас есть множество линий, нарисованных пальчиками, теперь предлагаем ребенку сделать «суматоху», двумя ладошками растираем краску по листу. У вас получится причудливый узор из линий и мешанина цветов, можно понаблюдать, что получилось при смешении нескольких цветов и назвать новый цвет!