Найти тему
Борьба с аутизмом

Развиваем речь в домашних условиях.

Всем привет! Решила вам рассказать про занятия для развития мелкой моторики. Наверняка всем известно, что тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

1. По совету логопеда, мы приобрели вот такой шарик с колечком, называется он Су-джок.

Этот шарик можно катать по руке ребенка круговыми движениями, между ладошек, массировать каждый пальчик, при этом рассказывать какой нибудь стишок.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Также проделываем массаж эластичным колечком, поочередно одевая его на каждый пальчик. Например:

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

2. Используем крупы. На помощь нам приходят : гречка, рис, горох, кукурузная крупа, семечки и т.д. Распечатываем любой трафарет или делаем рисунок самостоятельно, намазываем клеем, дети помладше сыпят крупу просто на листок, дети постарше уже строго по контуру. Также для поделок очень хорошо подходит пластилин.

-2

3. Делаем простые упражнения с пальчиками.

  • Упражнение "Апельсин". Сжать руку в кулак, вращаем кулачком-«Мы делили апельсин» .Разжимаем руку, показывая пять пальчиков-«Много нас!» Делаем жест «класс»-«А он-один!»

Далее, большим и указательным пальцем второй руки, нажимаем на каждый пальчик. ВАЖНО! Нажатие должно быть ощутимым. «Эта долька-для ежа» Следующий палец. «Эта долька-для стрижа» «Эта долька-для утят. Эта долька-для котят. Эта долька-для ежа»

Складываем ладошку в кулачок, второй рукой делаем круговые поглаживания кулачка «А для волка-кожура!» Двумя руками делаем «когти волка», двигаем ручки вперед-назад-«Он сердит на нас-беда!» Указательным и средним пальчиком «бежим» по ножкам-«Разбегайтесь кто-куда!» Повторяем с другой рукой.

  • Упражнение «Капуста». Сжимаем кулачки и трём ими друг о друга. «Что за скрип?» Складываем руки в «замок», двигаем пальчиками «Что за хруст?» Делаем из ручек «чашку», качаем из стороны в сторону «Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я-капуста!» Ребром ладони стучим по ножкам «Мы капусту рубим-рубим» Делаем «тёрку»(одна рука сжата в кулак, вторая полностью раскрыта, кулаком трём раскрытую руку) «Мы капусту трём-трём» Делаем пальчиками «посыпные» движения «Мы капусту солим, солим» С силой сжимаем кулачки и разжимаем «Мы капусту жмём-жмём!»

4. Работаем с прищепками. Вариантов игр множество. Приведу пару примеров.

-3

Ладошка. Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите ребенку, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.

Щип-щип. Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте ребенка за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.

Травка. Дайте ребенку несколько картонных полосок разной длины, договорившись с ним, что это будут полянки. Предложите посадить на полянку травку. Эта игра формирует понятия «длинный — короткий».

5.
Пальчиковые краски.

-4

Вариантов также множество, предложу один из них.

Вначале макаем указательный(удобный) пальчик в краску и проводим яркую линию, затем даем ребенку влажную салфетку, это очень важно! Не моем палец, а именно даем ребенку салфетку и предлагаем вытереть краску с пальца.

В процессе стирания краски с пальчика, ребенок делает, так называемый-самомассаж. Далее, предлагаем выбрать другой цвет из предложенных и окунаем туда средний пальчик, возможно, что здесь потребуется ваша помощь, ведь ребенку сложно «переключиться» с ведущего пальца. Проводим линию и вытираем пальчик и так далее, с каждым пальцем. Не забываем и про вторую ручку!

Итак, у вас есть множество линий, нарисованных пальчиками, теперь предлагаем ребенку сделать «суматоху», двумя ладошками растираем краску по листу. У вас получится причудливый узор из линий и мешанина цветов, можно понаблюдать, что получилось при смешении нескольких цветов и назвать новый цвет!