Найти тему
Изнанка

"Завалив вам экзамен, инструктор получит свою долю": Рассказ автоинструктора

Стаж вождения 23 года, т. е. с 1996 года. Инструктором работаю девять лет, с осени 2010 года.

Требований к автоинструктору сейчас почти никаких. Главное, чтобы стаж по правам был больше трех лет и имелось в наличии удостоверение инструктора, которое дается по окончании двухнедельных курсов или просто покупается. Инструкторами работают все кому не лень: бывшие водители камазов и маршруток, с трудом разговаривающие по-русски, пенсионеры, которые ходят-то с трудом (был случай, когда такой дедушка умер прямо во время занятия), алкоголики, наркоманы, бывшие зеки, молодые люди после армии, которые в армии ездили на танке, и т. д.

Вообще, хорошего инструктора найти тяжело. Но это относится и к специалистам в любой другой профессии. На одного нормального человека приходится три других.

В разных автошколах отношение к инструкторам разное. Наверное, их можно разделить на три больших группы. В первую группу входят инструкторы, которые работают в школах, имеющих свой автопарк. Самая бесправная категория инструкторов: так как школе невыгодно, чтобы машина простаивала, такие инструкторы работают с утра до ночи, получая при этом две копейки.

Следующая категория – инструкторы, которые работают на автошколу, но на своих машинах. Тут уже свобод побольше. Хотя скорее всего такой инструктор так же работает по школьной программе и на школьной же площадке, но все же может высказать свое мнение, если ему что-то не нравится.

И третья категория инструкторов — так называемые вольные стрелки. Обычно имеют свою площадку, а бывает и не одну (не владеют, а арендуют за свои деньги), имеют свою машину или две (обычно с автоматической и с механической коробками передач). Заключают договор со школой, и школа им дает учеников, не заморачиваясь ни площадкой, ни машинами. Тут уже школа и инструктор выступают полноправными партнерами.

Когда начинал, долго был во второй. Последние года два в третьей. Удобно. Например, школа мне дает десять учеников. У каждого двадцать занятий. Срок — три с половиной месяца. И дальше уже не вмешивается. Я с каждым встречаюсь, беседую и составляю под него график. Хочет побыстрее — ставлю почаще, хочет помедленнее — пореже. Главное, чтобы ему было комфортно.

В обществе еще с советских времен сложилось мнение, что все инструкторы автошкол полные козлы. И когда человек, приходя в автошколу, сталкивается с нормальным к себе отношением со стороны инструктора, он остается приятно удивлен.

Хотя это должно быть нормой. Особенно это касается девушек: они почему-то думают, что инструктор с первого занятия будет на них орать и хватать их за коленки (хотя на моей памяти и такое встречалось). Но я считаю, что это неправильно.

-2

Программа обучения как у всех. Здесь нет какого-то тайного знания, как думают многие.

Как сказал один уважаемый мной человек: «Дисциплина и постоянство усилий на длительном промежутке времени создают результат», — т. е. чтобы хорошо ездить, надо просто ездить. Чем больше, тем лучше. И со временем количество будет переходить в качество.

Иду от простого к сложному. Начинаем обычно на площадке. Учимся трогаться, останавливаться, переключать передачи. Отрабатываем все упражнения. Начинаем с самых легких, потом переходим к средним, затем к сложным. Когда на площадке начинает что-то получаться, пробуем выезжать в город. В городе то же самое: сначала маршрут попроще, потом со временем усложняем. В принципе, все как у всех, никаких тайн.

Когда в интернете встречаешь рекламу типа «приходите к нам, мы учим по авторской методике», сразу понимаешь, что это развод для привлечения клиентов. В обучении вождению не может быть никаких тайн и никакой мистики. И вот эти наивные дураки идут в такую автошколу, платят в два раза дороже и ждут, что их за десять занятий с нуля научат экстремальному вождению. А потом, когда деньги уже уплачены, спускаются с небес на землю и понимают, что за десять занятий многие даже не могу научиться трогаться — не то что ехать.

Стереотип о том, что женщины водят хуже мужчин, пошел еще с советских времен, когда вождение автомобиля считалось чисто мужским занятием. Машин тогда было мало, управлялись они тяжелее, чем сейчас — чтобы управлять автомобилем, нужно было быть физически сильным человеком, автосервисов практически не было. Водитель того времени должен был уметь починить автомобиль, как говорится, на коленке. Считается, что в технике мужчина разбирается лучше, соответственно, подавляющее большинство водителей того времени — мужчины.

Сейчас все изменилось. Женщины стали больше независимы. Многие зарабатывают больше, чем среднестатистический мужчина. Машины стали доступнее, а сервисов по обслуживанию стало много — на любой вкус и кошелек.
-3

Деньги мне не предлагают, потому что к внутренним экзаменам в автошколе я отношения не имею. Существует специальный человек, который принимает внутренний экзамен, так называемый старший инструктор. Вообще, ученику нет смысла предлагать деньги за внутренний экзамен, так как пересдача внутреннего экзамена платная. Обычно после трех неудачных попыток внутренний экзамен ставится автоматом. Каждая пересдача стоит в среднем 1000 рублей. Где-то это стоимость больше, где-то меньше. Школа на внутреннем экзамене имеет 2-3 тысячи рублей. Вроде мелочь, но с группы по 20-30 человек набегает приличная сумма. Нет смысла ученику договариваться с инструктором — поборы идут официально через школу.

В разных школах внутренний экзамен принимается по-разному: где-то как у нас этим занимается старший инструктор, где-то инструктор, с которым ты занимался, а где-то существует негласная такса, проплатив которую можно вообще не сдавать экзамен.

Это все идет не от инструктора, а от автошколы. Хотя, заваливая ученика на внутреннем экзамене, инструктор тоже имеет свою долю.

Где-то это выражается сразу в денежном эквиваленте, а где-то в навязывании дополнительных занятий в обязательном порядке. А завалить ученика не так уж и сложно.

Серьезных аварий и травм у меня не было. Был один случай: ученица поцарапала дверь о стоящий камаз, но тут я виноват сам — не доглядел, не успел среагировать. В этой ситуации ущерб мне возместила школа, но не потому, что был какой-то договор, а просто школа была заинтересована во мне. Этот случай говорит о пользе хороших отношений между директором школы и нанятыми инструкторами.

Во всех остальных случаях вся ответственность ложится на инструктора. Если на дороге что-то случится с учеником, то виноват будет инструктор; если случится авария, то виноват будет инструктор; если ученик нарушит ПДД — виноват будет инструктор, и штраф за нарушение придет ему.

Понравилась статья? Читайте также о работе водителя маршрутки и другие истории из жизни разных профессий на нашем канале Изнанка.