Найти в Дзене
Дмитрий Лисенков

Современное каноническое право

Обобщая, можно говорить, что в основе большинства правовых норм лежат религиозные, а светское право-это правопродолжатель канонического. При рассмотрении права по отраслям заметно, что в каждой из них прослеживается тот или иной влияния канонического. Так, например, анализируя семейное право, мы видим явное пересечение с нормами религии, хотя и светское право пытается дублировать и отделяться от института венчания. В информационном же праве такой картины не наблюдается, отчасти это из-за того, что создавалось оно позже, уже в расцвете светских государств, хотя оно так же, как и любое право, опирается на нормы морали.

Будет ли религия оказывать в дальнейшем влияние на развитие отраслей права или нет? На мой взгляд отказ от всех религиозных грозит отмиранием целых культурных звеньев, делает национальное право слабее. Тогда зачем же нам вообще создавать светское государство? К сожалению, у истории человечества есть множество примеров, когда одна организация узурпировала многие сферы общественных отношений, будь то институты власти в лицах монархов или церкви, военные диктатуры.

С развитием общественного публичного права стало понятно, что в любой системе должна быть схема сдержек и противовесов, для наиболее эффективной работы, способной обеспечивать справедливость. Именно так светское и каноническое право создают свой особый симбиоз правовых норм. Именно поэтому правовая база норм религиозных идеально подходит под светское право, ведь при всем отдалении правовых норм от церкви они сохраняют мораль и нравственность, делают нормы более крепкими и привычными для людей.