И. М. Пей, который начал свою долгую карьеру в проектировании зданий для нью-йоркского застройщика и закончил ее, как один из самых уважаемых архитекторов в мире, умер в четверг рано утром в своем доме в Манхэттене. Ему было 102 года.
Его смерть была подтверждена его сыном Ли Чунг Пей, который также является архитектором и известен как Санди. Он сказал, что его отец недавно отпраздновал свой день рождения семейным ужином.
Пей оставался приверженцем модернизма, хотя ни одно из его зданий никогда нельзя было назвать старомодным или традиционным. Его особая марка модернизма - чистая, сдержанная, с острыми краями и непримиримая в использовании простых геометрий и стремлении к монументальности. Иногда это казалось возвращением к источникам, по крайней мере, по сравнению с последними архитектурными тенденциями.
Господин Пей был одним из немногих архитекторов, которые были весьма привлекательны для застройщиков, корпоративных вождей и художников. Он был известен, как проектировщик Восточного здания Национальной галереи искусств в Вашингтоне и стеклянной пирамиды у входа в Лувр в Париже. И все его работы - от коммерческих небоскребов до художественных музеев - представляли собой тщательный баланс передовых технологий и вкуса консерваторов.
Это вряд ли беспокоило его. По его словам, в архитектуре он больше всего ценил то, что «выдерживает испытание временем».
Он утверждал, что хочет не просто решать проблемы, но и создавать «идейную архитектуру». Он обеспокоенно упоминал в своей речи, что «идеи и профессиональная практика недостаточно пересекаются».
Господин Пей, родившийся в Китае и переехавший в Соединенные Штаты в 1930-х годах, был нанят Уильямом Цекендорфом в 1948 году, вскоре после того, как он получил степень магистра архитектуры в Гарварде, для наблюдения за проектированием зданий, производимых фирмой Цекендорфа, Webb & Knapp.
В то время, когда большинство его одноклассников из Гарварда считали, что им повезло спроектировать дом на одну или две семьи, Пей быстро обнаружил, что больше всего любил проектирование высотных зданий, и использовал это знание и опыт в качестве трамплина для его собственной фирмы IM Pei & Associates, которую он основал в 1955 году вместе с Генри Коббом и Исоном Леонардом, командой, которую он собрал в Webb & Knapp.
В первые годы IM Pei & Associates в основном выполняла проекты для Zeckendorf, включая Kips Bay Plaza в Нью-Йорке, завершенную в 1963 году; Hill Towers в Филадельфии (1964); Серебряные башни в Нью-Йорке (1967). Все были известны своими решетчатыми бетонными фасадами.
Фирма стала полностью независимой от Webb & Knapp в 1960 году, когда Пей, культивируемый человек, чей сдержанный манер и легкое обаяние скрывали напряженные, конкурентные амбиции, получал комиссионные за крупные проекты, не имеющие ничего общего с Цекендорфом. Среди них были Национальный центр атмосферных исследований в Боулдере, штат Колорадо, построенный в 1967 году, Музей искусств Эверсона в Сиракузах и Де-Мойнский художественный центр, завершенные в 1968 году.
Они были первыми в серии созданных им музеев, в которые войдут здание Восток (1978 г.) и пирамида Лувра (1989 г.), а также Зал славы и Музей рок-н-ролла в Кливленде. Это было, пожалуй, его самое удивительное творение.
Мистер Пей не был любителем рок-н-ролла и сначала отказался от этой работы. После того, как он передумал, он основательно подготовился к задаче выражения духа музыки, отправившись на рок-концерты с Джанном Веннером, издателем Rolling Stone.
Кливлендский проект не станет последней маловероятной музейной реализацией господина Пея: его музейное творчество завершится призывом спроектировать Музей исламского искусства в Дохе, Катар, в 2008 году, вызов, который Пей с радостью принял. Давний коллекционер искусства западного абстрактного экспрессионизма, он признался, что мало знает об исламском искусстве.
Как и в музее рок-музыки, господин Пей рассматривал проект Катара как возможность узнать о культуре, которую он не пытался понять ранее. Он начал свои исследования с чтения биографии Пророка Мухаммеда, а затем начал тур по великой исламской архитектуре по всему миру.
Смелый, но прагматичный
Помимо своих многочисленных художественных музеев, он проектировал концертные залы, академические корпуса, больницы, офисные башни и гражданские здания, такие как здание муниципалитета Далласа, построенный в 1977 году; библиотека Джона Кеннеди в Бостоне, который он закончил в 1979 году; и павильон Гуггенхайма в Нью-Йорке, завершенный в 1992 году.
В то время как вафельные бетонные фасады зданий Цекендорфа были его ранней подписью, господин Пей вскоре перешел от бетона к более скульптурному, но не менее модернистскому подходу. На протяжении всей своей долгой карьеры он сочетал готовность использовать смелые, напористые формы с прагматизмом, рожденным в годы, когда он работал в Zeckendorf, и он чередовал разработку коммерческих проектов и создание имени для себя в других архитектурных сферах.
IM Pei & Associates в конечном итоге стали IM Pei & Partners, а затем Pei Cobb Freed & Partners