Жить в условиях низких температур сложно. В частности, сложна эксплуатация автомобилей в таких условиях. От них требуется очень высокая надёжность и огромный ресурс.
Во время СССР, антифризы и другие пред пусковые подогревы не существовали. Даже в наше время эксплуатация автомобилей в условиях крайнего севера очень сложна, не говоря о временах Советского Союза. Машинам практически приходится постоянно работать, даже ночью. Некоторые водители глушат на ночь, но прогревают раз в 3 часа. Сегодня конечно же это происходит намного легче, к примеру существует авто запуск двигателя. В СССР всё было куда сложнее…
Под конец рабочей смены, водителю приходилось сливать воду с системы охлаждения, а у грузовиков этот объём составляет 20-30 литров воды. Утром нужно было залить воду обратно в систему, но только горячую, так как холодная замёрзнет ещё до момента запуска мотора. К тому же эксплуатация техники при температуре -50 по Цельсию ставила под вопросы использование некоторых материалов, смазки и припоев. Поэтому создание автомобилей для севера было комплексным и занимались им все отрасли промышленности.
Кроме того, был вопрос о тяжести труда водителя. Лишь в конце 50-х годов появились автономные печки. Герметизация кабины оставляла желать лучшего. Зимой в кабинах было холодно. Любая поломка техники ставило под угрозу жизнь и здоровье водителя. Поэтому автомобили снабжали дополнительными топливными баками, чтобы водитель смог дождаться помощи.
И всё же, некоторые заводы разработали автомобили, специально предназначенные для эксплуатации крайнего севера.
В начале 70-х годов, автомобильной промышленности была поставлена задача об изготовлении 14 тысяч грузовиков для холодного климата страны.
Газ-53С.
Машина имела улучшенную термоизоляцию кабины, двойное остекление, отопитель кабины увеличенной мощности, большей ёмкости аккумуляторная батарея, вентилятор включался после того как сработает датчик температуры, а не крутился всегда как в обычном автомобиле. В двигатель были залиты специальные масла. Машину разработали в 1965 году. Долго шли на заводе ГАЗ к постройке такого автомобиля.
В 1977 году приступили к производству ГАЗ-5390, в кабине которого были установлены два отопителя, и дополнительный топливный бак. Так же машину оснастили пред пусковым обогревателем. Машина выпускалась до 1979 года.
В 1983 году выпустили ГАЗ-5392,
а с 1986-1991 год выпускали ГАЗ-539240.
На ЗИЛе то же выпускали спец машины ЗИЛ-130С – бортовой и ЗИЛ-130ГС – бортовой длиннобазовый с 1974 по 1986 года.
В 1974 году была выпущена опытная партия тягачей ЗИЛ-130В1С, но в серийное производство их не пустили. Термоизоляция автомобилей была из полиуретана, из-за чего был увеличен процесс изготовления кабины. Пол кабины был опылён пенополиуретана, после чего кабина в таком положении высыхала. Кабина получилась очень даже тёплой и водители могли работать в ней даже без перчаток. Остекление то же подверглось изменению: заднее окно было заглушено, лобовое изготавливалось из двух половинок. На изготовление одной кабины тратилось около 6-7 часов.
Минский Авто Завод то же не стоял на месте.
На базе МАЗ-500 создали машину МАЗ-500С. Раньше долго не думали какой индекс присвоить.
КрАЗ
приступил к серийному выпуску автомобилей для крайнего севера с 1981-1994 года было выпущено 11 тысяч грузовых машин КрАЗ-256Б1С.
Выпускал серийную версию и УРАЛ с индексом 375.
Даже БЕЛАЗ не остался в стороне. В 1973 году выпускали БЕЛАЗ-540С.
К дополнению утеплённой кабины и двойного остекления, гигант оснастили электрическим обогревом лобового стекла, предпусковым подогревом. Была предусмотрена возможность запуска двигателя от внешнего источника постоянного тока. Топливный бак подогревался выхлопными газами.
В 1967 году был выпущен автобус ЛиАЗ-677МС
предназначенный для эксплуатации в условиях низких температур до -60 градусов по Цельсию как и другие северные машины. Под обшивку внутри салона были установлены пенопластовые панели. В салон установили автономные печи, двойное остекление, поручни обработали обрезиненным материалом. В 1968 году машина прошла испытание в Якутске успешно. После чего выпустили опытную партию в количестве 10 штук. Впоследствии, автобусы для севера выпускались маленькими партиями.
С 1979 по 1989 года ПАЗ выпустил около 7000 экземпляров автобусов для крайнего севера.
Кроме двойного остекления, что стало классическим решением для северных автомобилей, у автобуса убрали все форточки и окна на скатах крыши.
Сегодня так же можно встретить на северах автомобили тех времён, они до сих пор в работе.
Спасибо ребятам, которые осваивали север в таких не простых условиях.
На этом всё. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всего вам хорошего!