Следующий период истории бурят длившейся в период приблизительно с III в. до н. э. до XVI в.н.э.
Этот процесс проходил на базе развития кочевого скотоводства, способствовавшего накоплению богатств в руках племенной аристократии.
Межплеменные войны становится постоянным промыслом ради грабежа. Появляется военная дружина.
В связи с этим в общественном строе происходят важнейшие перемены.
Рост влияния племенной аристократии и власти вождей подготавливают почву для возникновения классового общества, которое у племен Восточной Сибири к приходу сюда русских, не успело ещё образовать государственного объединения.
Расселение племён перед началом нашей эры в Восточной Сибири и степях Центральной Азии.
Этнический состав населения Центральной Азии и южной части Восточной Сибири и Забайкалья III века до нашей эры до III века нашей эры, при современном состоянии науки, не может ещё быть обрисован с достаточной полнотой и точностью.
На территории современных Черемховского, Нижнеудинского и Каменского районов жило население, отличавшееся относительно высоким культурным уровнем.
Эти племена занимались скотоводством, пашенным земледелием.
Умели строить деревянные юрты, крытые берестой. Представителями этих племен были арины и котты.
Далее к востоку от них, у берегов Байкала, жили предки эвенков. В горно- тёжной области, лежащей к западу от реки Селенги, обитали племена которые занимались охотой и разведение оленей.
Жилищем служили низкие деревянные юрты. Жили большими семейными общинами.
К западу от Алтая обитали усуни, к северу от них и в долине Енисея жили племена известные под именем дин-лин.
В северо-западной Монголии кочевали гянь-гунь, то есть древние кыргызы.
Степи Монголии и западная часть Маньчжурии были заняты племенами гуннов (хунну).
Восточнее гуннов жили в пределах северного Китая племена дун-ху и сянь- би.
Основным занятием гуннов было скотоводство, земледелием. Увеличение производительностискотоводческого хозяйства, развитие обмена вызвали рост имущественной дифференциации среди гуннов.
Некоторое влияние на усиление могущества знати гуннского общества оказал Китай, где уже веками существовало классовое общество.
Получая большие подарки от Китая и обогащаясь на грабительских набегах, знать окончательно порывает с традициями первобытно- общинного строя и превращается в наследственную аристократию.
Политика знати вызвала открытое недовольство народных масс, вылившееся в форму откочевки племен, волнений и восстаний против своих вождей.
В середине I века н.э. гуннский племенной союз разделяют на две части - северную и южную. Племенная знать, поддерживаемая китайским двором, поддается Китаю, а масса кочевников, не желающая превращаться в рабов, продолжает бороться за независимость.
Раскол гуннов на две части послужил началом кризиса гуннского общества.
В 85 г. н.э. от северных гуннов отделилось 73 поколения (племени). Через 2 года 58 других поколений перешли на сторону китайцев. К 93 г. н.э. северные гунны были разгромлены китайцами и южными гуннами.
Племена Восточной Сибири в IV-IX вв.
Китайские летописи позволяют нам составить некоторое представление об этническом составе населения областей, лежащих к западу и к востоку от Байкала. К северо- западу от Байкала, в бассейне Ангары и верхнего течения Лены и по берегам Байкала, обитали племена гулигань (курыканы).
Они были знакомы с земледелием, и были знакомы с письменностью. На скалах у Верхоленска были найдены надписи, выполненные енисейским руническим письмом, очень близким к письму орхонских тюрков.
Судя по известиям китайских летописей, курыканы представляли собой небольшой самостоятельный племенной союз.
Они поддерживали отношения с Китаем и орхонским каганатом, куда посылали время от времени посольства и сами принимали от этих стран послов.
Курыканскому племенному союзу приходилось вести борьбу с орхонскими тюрками.
Часть курыкан под давлением кочевников- монголов, нахлынувших из-за Байкала с востока в бассейн Лены и Ангары, ушла на север в Якутию, составив там один из основных компонентов якутской народности, другая же часть, оставаясь в Прибайкалье, смешалась с новыми пришельцами- монголами и дала начало будущей бурятской народности.
Курыканы не были единственными обитателями Прибайкалья.
Бок о бок с ними в таежных местах жили племена цзюй и увань, предки оленеводов эвенков.
У восточных берегов Байкала жили племена байегу.
Это предки монгольского племени баргу.
В китайской летописи говорится , что баргу имели до 60 000 кибиток, войска 10 000 человек; их страна богата травами, производит хороших лошадей, превосходное железо.
Так же тюркские орхонские надписи упоминают еще несколько племен, обитавших в Забайкалье. Это так называемые отуз-татары.
Их многочисленнные племена постоянные противники орхонских тюрских каганов,
являются предками тех монгольских племен, которые позже составляли ядро монгольской империи.