Люди часто сталкиваются с вопросом мотивации, как собственной, так и мотивации других людей, в различных видах деятельности и сферах жизни. Одной из областей исследований в области образования является выяснение максимально эффективной стратегии мотивации учащихся к учебе и улучшение результатов обучения.
Эффективное обучение зависит не только от методов и форм работы в учебном процессе, но и от чувств учащихся и их внимательности, атрибуции (объяснение причины поведения и действий) и целей.
Исследователи и учителя все больше и больше признают, что мотивация является важной характеристикой, которая охватывает все аспекты преподавания и обучения.
Понятие мотивации применяется для объяснения движущей силы, ее направленности и интенсивности, настойчивости и качества (характеристики) поведения, особенно той, которая направлена на выполнение определенной цели.
Научные исследования, связанные с мотивацией к обучению, иллюстрирующие проблемную тенденцию: мотивация постепенно снижается во время учебного процесса, особенно при переводе ученика из одного учебного этапа на другой (например: из начальной школы в среднюю).
Результаты исследований влияния школы в сфере мотивированного обучения указывают на большое количество детей, которые боятся учиться, стремятся избегать обучения, а также повторения, запоминания (заучивания наизусть) и дисциплины в школе.
Здесь можно выделить определенные действия, которые больше всего стимулируют учащихся и повышают их мотивацию к обучению. Этих действий могут придерживаться педагоги:
Задачи и активности для учащихся должны быть интересными, стимулирующими и разнообразными, мероприятия, организованные учителем в учебном процессе, – помогать разрабатывать стратегию обучения; задания должны быть связаны с предыдущими (имеющимися) знаниями из разных школьных предметов и опытом из повседневной жизни.
Эффективное преподавание
– учитель следит за учениками в классе, внимательно слушает учеников и пытается понять их поведение; учитель объясняет важность темы урока, а также рабочих целей; учитель приводит примеры жизненных ситуаций, когда темы могут быть использованы как примеры; учитель преподает небольшими шагами (порциями), предоставляет подробные объяснения и инструкции относительно работы и дает возможность ученикам практиковать все, о чем они узнают во время занятия.
Учащиеся имеют четкие и детальные инструкции по выполнению заданий во время занятия с большим количеством вопросов по темам, чтобы проверить, как ученики действительно понимают уроки; во время практики учитель предоставляет учащимся обратную связь, и исправляет их в случае ошибок; на каждом занятии или хотя бы раз в неделю учителя придают комментарии относительно работы учеников и их прогресса.
Оценивание преподавания
– учитель четко определяет режим оценки успеваемости и прогресса в обучении; учитель следит за студентом и хвалит работу каждого ученика в отдельности, когда видит прогресс в обучении или усилия (попытки) работать лучше; учитель следит за работой во время занятий и вознаграждает прогресс ученика в обучении по сравнению с его предыдущими успехами, а не по сравнению с другими учениками в классе; учителя дают возможность ученикам улучшить успеваемость и оценки; учителя оценивают успеваемость учеников в классе путем оценки результатов их активностей; оценка является публичным.
Кооперативное (совместное) обучение
-когда учащиеся работают в группе, учитель позволяет им разговаривать и обмениваться идеями по поставленной задаче; Учитель призывает их высказывать собственные идеи о задачах и принимать идеи других учеников; призывает их к сотрудничеству во время занятия, достижения общей цели обучения, а не конкуренции между собой; сформированные группы неоднородны (разного пола, интересов и т. п.).
Все активно участвуют и помогают друг другу в групповой работе; учителя дают ученикам задачу исследовать вместе с членом группы определенную тему и представить результаты в классе.
Индивидуальная работа
– ученики могут иметь разные задачи, поэтому успех одного ученика не зависит от другого; учителя призывают учеников достигать собственных исключительных результатов и не конкурировать с другими в классе.
Моделирование
– учителя демонстрируют различное содержание (контент, материал) и умения (навыки); ученики демонстрируют друг другу разный материал и умения (навыки); учитель применяет модели в обучении с визуальными эффектами, которые привлекают внимание учащихся, и представляет ученикам определенный материал, четко и небольшими шагами (порциями), используя схемы, иллюстрации, фильмы и тому подобное.
Учителя объясняют ученикам причины возможных ошибок в рабочем процессе, чтобы избежать или исправить их; учителя показывают своим ученикам, как оценить собственные знания, побуждают их думать о собственных действиях.