С 1970-х годов неравенство в доходах в Соединенных Штатах растет, а экономическая стабильность снижается. Взаимосвязь между краткосрочными доходами членов правления и требованиями акционеров от их руководителей и долгосрочным состоянием здоровья населения республики остается в лучшем случае неоднозначной.
Манипулирование людьми-завоевание друзей, если использовать кажущуюся безвыходной фразу Дейла Карнеги, - чтобы служить наилучшим интересам корпорации (или своим собственным), является другим предложением.
” Вероятно, это правда, что подавляющее большинство состояний, которые сейчас существуют в этой стране, были накоплены не путем нанесения ущерба нашему народу, а как инцидент для предоставления больших преимуществ обществу",
предположил Теодор Рузвельт в 1901 году, во время первого золотого века страны. Так оно и было, добавил он критически:
Общественное благосостояние в капиталистическом обществе может до некоторой степени зависеть от частного состояния, но никто не должен предполагать, что общественное благо является, следовательно, намерением богатых.
И никто, говорил Рузвельт, не должен недооценивать ущерб, нанесенный обществу, где раздутое представление о важности богатства позволяет богатым вести себя с жестоким высокомерием, которое встречает только раболепие, порожденное завистью.
Рузвельт, настаивал на том, что для противодействия “монополистической тенденции” “великих корпораций” окончательная власть над ними должна была принадлежать народу.
Столкнувшись с “хищническим богатством", отсутствием " моральной щепетильности” и высокомерным презрением к правительству со стороны таких капиталистов, как Эдвард Х. Гарриман из Union Pacific Railroad, который свободно хвастался, что он может купить необходимых сенаторов, конгрессменов и судей “для защиты своих интересов”,
Рузвельт предупреждал :
не может быть никакого эффективного контроля корпораций, пока их политическая деятельность остается
Рузвельт был бы встревожен решением Верховного суда в 2010 г., который пришел к выводу, что “корпоративная политическая речь”, как и речь отдельного гражданина, была защищена Первой поправкой. Таким образом, суд разрешил корпорациям оказывать политическое влияние путем финансирования различных мероприятий и кампаний.
В своем исследовании о купцах Новой Англии XVII века историк Бернард Бейлин предполагает, что пуританство предоставило колониальным американцам “грамматику для перевода экономики в мораль.
Однако, из одних и тех же текстов пуританские магистраты и купцы читают разные уроки.
Первые познали подавляющее значение органического общества, которое подчиняло индивида всеобщему благу“, в то время как вторые”познали праведность тех индивидуальных качеств“—трудолюбия, бережливости и самодисциплины среди них,-” чьи второстепенные, но привлекательные добродетели " способствовали финансовому успеху.
Противоречивые моральные интерпретации накопления денег, которые выделяет Бейлин, сохранялись на протяжении веков, чтобы приспособить как характерно американскую приверженность к деланию денег как добродетельному выражению протестантской трудовой этики, так и осуждение капиталиста как своего рода доверчивого человека, который может торговать всем, от патентованных лекарств до курьезов до спасения, чтобы воспользоваться доверчивостью своих сограждан.
Несравненный шоумен и промоутер П. Т. Барнум мог бы быть самым соблазнительным из этих капиталистических обманщиков.
Его автобиография является квинтэссенцией Американской истории о самоизобретении через бизнес, упивается различными мистификациями-161-летней медсестрой Джорджа Вашингтона, русалкой феи, шерстистой лошадью, - которые сделали Барнум таким прибыльным брендом.
Зарабатывание денег в Америке редко рассматривается как морально нейтральное явление. А убежденность в том, что экономический успех сам по себе есть добродетель, сохраняется даже в те моменты, когда чрезмерная прибыль или недобросовестность со стороны немногих вызывают возмущение.
Это измерение того, что можно было бы назвать психологией Золотого Века, сформулированной Рузвельтом: "каждое из этих состояний ума, будь то ненависть, раболепие или высокомерие, в действительности тесно связано с двумя другими; ибо каждый из них проистекает из фантастически искаженного и преувеличенного представления о важности богатства по сравнению с другими вещами"