Эксперименты показывают, что можно вдвое снизить воздействие бетона на климат.
Эксперименты показывают, что можно вдвое снизить воздействие бетона на климат.
Однако, для этого необходимо, чтобы выполнялись все этапы производственной цепочки, а строительная отрасль и клиенты уделяли более длительное время отверждения. Кроме того, строительная отрасль должна научиться не использовать один и тот же бетон во всех конструкциях. В отчете Building Climate Impact (2015) указывается, что воздействие на климат строительства современного энергоэффективного многоквартирного дома с бетонным каркасом столь же велико, что и влияние использования энергии здания в течение 50 лет. За отчетом следуют шведская строительная индустрия и исследователи из KTH и Шведского института окружающей среды IVL.
Таким образом, более половины климатического воздействия в процессе строительства обусловлено производством бетона. Самая большая проблема в снижении воздействия бетона на климат - это производство цемента. Большое количество углекислого газа выделяется как из сырьевого известняка, так и при нагреве цементных печей. Цемент используется в качестве связующего в бетоне, а повышенное количество цемента делает бетон более прочным и быстрее затвердевает.
До половины климатической нагрузки
Мартин Эрландссон, исследователь Шведского института окружающей среды IVL и один из авторов доклада, считает, что можно снизить воздействие бетона на климат на 30-50%. Предполагается:
- Строить с меньшим количеством бетона (более тонкие и тонкие конструкции)
- Использовать меньше количества цемента в бетоне (не используйте цемент для сушки бетона)
- Заменить цемент остаточными продуктами других процессов с меньшим воздействием на климат (например, летучей золы и шлаковых продуктов металлургической промышленности)
- Увеличить долю возобновляемых видов топлива при производстве цемента.
В настоящее время в цементных печах сжигается две трети угля, а остальные отходы - около половины.
- Благодаря всем этим мерам воздействие бетона на климат может быть уменьшено на 30-50%, что позволяет приблизиться к воздействию древесных материалов на окружающую среду в качестве каркасного материала. Бетон никогда не достигнет такой же низкой цены, как дерево, но с другой стороны, у бетона есть свои преимущества, которые также должны учитываться при общей оценке при выборе материалов для каркаса, - говорит Мартин.
Оптимизировать использование
Бьорн Лагерблад, работающий в Институте бетона CBI и адъюнкт-профессор бетонного строительства в KTH, подчеркивает, что такие изменения будут стоить строительства, но согласен, что это возможно. Он также призывает к более оптимизированному использованию бетона, чтобы он использовался правильно.
- Сегодня одна и та же бетонная смесь с неоправданно высоким содержанием цемента часто используется во всех конструкциях, чтобы сделать ее рентабельной. Самый высокопрочный бетон необходим только в несущих частях и опорах, которые будут испытывать сильное давление. По его словам, нет никаких оснований иметь такое же количество цемента в бетоне, который используется для внутренних стен и не несущих частей.
Другая причина заключается в том, что сложно использовать разные типы бетона для разных целей. Это предъявляет повышенные требования к компетентности строительного персонала.
- В начале 1900-х годов, когда цемент был дорогим, были сделаны более выборочные конструкции, но сегодня, когда цемент и бетон настолько дешевы, важнее строить быстро, - говорит он.
Недостаточно знаний
Ингемар Лёфгрен - глава отдела исследований и разработок бетонной компании Thomas Concrete Group, в которую входит Thomas Betong (ранее Finished Concrete). Компания продает бетон с более низким воздействием климата, заменяя части цемента альтернативными связующими веществами, такими как летучая зола и гранулированный доменный шлак. По его словам, в зависимости от применения, половина цемента может быть заменена.
- Недостаточно знаний, и отрасль не знает, что можно сделать и насколько можно добиться сокращения. Требуются инвестиции в исследования, чтобы достичь уровня США или Великобритании, потому что в Швеции доступ к альтернативным вяжущим веществам был ограничен, как по политическим соображениям, так и по экономическим. Поэтому разница между различными типами бетона относительно невелика, в то время как альтернативные составы значительно продвинулись во многих других странах, - говорит Ингемар.
- Но даже сегодня мы можем вдвое сократить содержание углекислого газа в бетоне, но тогда нужно принять немного более длительное время отверждения. Возможно, два-три дня вместо одного дня, как сегодня.