Богатая тема для воспоминаний о лужковской архитектуре – "реконструкция по-московски": снос исторических зданий и последующее возведение новых на том же месте. Такое огульное отношение к наследию заставляет вспомнить лингвистический термин "варваризм". Он описывает обороты из чужого языка, которые дублируют существующие слова родного языка и нарушают его строй.
Варваризмы эпохи Лужкова дублировали ("воссоздавали") исторические здания с применением современных материалов, методов проектирования и техники строительства. Даша Парамонова иронично называет новые постройки "фениксами", но даже горькая ирония не помогает притупить чувство утраты памятников архитектуры.
Самые значимые примеры такого подхода – восстановление крыши Манежа, снос и строительство гостиницы "Москва", превращение Тёплых торговых рядов в гараж. И это только примеры в шаговой доступности от Кремля.
Варварство в отношении отечественной архитектуры началось с "Военторга" на Воздвиженке. Сравнение старого и нового зданий этого торгового центра ясно показывает, почему капреализм проигрывает хорошей архитектуре и почему постройки 2000-х далеко не всегда заслуживают сохранения.
Первоначальное здание выглядело цельным произведением в духе австрийского модерна. Нынешнее – это непонятная смесь: хай-тек со сплошным вертикальным остеклением и серебристым металлом мансард плюс грубые заимствования из архитектуры модерна.
Они просто теряются на новом здании: пилоны кровли утопают в мансарде, декор сделан хаотично и топорно – то он повторяет старые элементы в новых материалах, то нагружает здание новыми грубыми украшениями (пилястры с массивными завитками, панно с каким-то компьютерным орнаментом).
Дореволюционное здание было устремлено ввысь. Такой эффект достигался за счет угловой башни, эркеров, узких окон, вертикальных тяг, оформления кровли.
Нынешнее здание прижато к земле огромной мансардой. А купол словно вбит в короткую толстую башню. Старое здание стремилось преодолеть массивность объема и конструкции, новое – наоборот, только подчеркивает их.
Военторг начала ХХ века стремился взаимодействовать со средой, а нынешний наоборот старается отгородиться от окружения с помощью зеркального остекления и гладких стен из полированных панелей. Живописного контраста не получается. Более того, Военторг с момента постройки больше похож на макет, чем на серьезное произведение, достойное такой локации.
Архитектор современного "Военторга" Владимир Колосницын из "Моспроекта–2" – главный популяризатор варваризмов. Он же восстанавливал гостиницу "Москва".
При беглом взгляде новое здание гостиницы кажется наряднее и современнее предыдущего, но стоит присмотреться к деталям, чтобы вылезли непростительные ошибки нового проекта. Об этом была отдельная статья у "Архнадзора". Самые позорные ошибки можно кратко суммировать так: исторические фасады изменились из-за добавления лишних этажей, вместо выразительной задней части гостиницы с двумя башнями появились уродливо разбухшие объёмы (см. фото ниже), архитектор снова решил применить сплошное зеркальное остекление, в некоторых местах даже линии карнизов не стыкуются.
Это всё на фоне заявлений Колосницына, что гостиница "будет воссоздана в точном соответствии с оригинальным, не испорченным позднейшими перестройками проектом."
До 1990-х годов в воде Чистого пруда отражался образец чистого модернизма. Элегантное кафе "Ганг" по проекту Юрия Шевердяева удачно вписывалось в контекст, не выпячивая себя на бульваре.
Но за перестройку снова взялся архитектор Колосницын и вместо легкой конструкции в духе Миса Ван дер Роэ получилось здание визуально задавившее пруд.
В самую симметричную часть бульвара оно влезло ассимитричными фасадами, которые – несмотря на их разнообразие – снова смотрятся плоско, как макет. Таков уж эффект выбранных материалов.
Впоследствии волна варваризмов захватит новые территории и новые смыслы. Современные архитектуры будут реконструировать даже то, что никогда не достраивалось. Так, коллега Колосницына по "Моспроекту–2" Михаил Посохин займется "восстановлением" руин дворца в Царицыне, а Москва потеряет один из памятников Екатерининской эпохи.
Что делает варваризмы особенно убийственными – это живучесть этой практики, которая продолжилась в 2010-х годах при новом мэре. Скандалы с домом Булошникова, застройкой Зарядья, домом Болконского – явное тому подтверждение.
Предыдущий пост о московском капреализме – здесь.
Подписывайтесь на телеграм канал moscowww, чтобы быть в курсе обновлений.