Найти тему
Блокчейн.Экономика

Введение в криптоэкономику для новичков

Оглавление

Блокчейн — это цифровой, децентрализованный, распределенный реестр.

Большинство объяснений важности применения технологии блокчейн начинаются с Биткоин и истории денег. Но деньги — всего лишь первое применение технологии блокчейн, и вряд ли, самое важное.

Может показаться странным что реестр — скучный и практичный вид документа, который ассоциируется в первую очередь с бухгалтерским учетом — описывается как революционная технология. Но блокчейн важен, потому что важны реестры.

Реестры повсюду

Реестры — это больше, чем просто записи учета транзакций. Реестры содержат данные, структурированные по определенным правилам. Каждый раз когда нам нужен консенсус в отношении фактов мы обращаемся к реестру. Именно в реестрах фиксируются факты, лежащие в основе современной экономики.

Реестры подтверждают право собственности. 

Реестры недвижимости обозначают собственников и подтверждают, что их владения не являются предметом чьих-либо претензий или иных обременений. Эрнандо де Сото описал как бедняки страдают от отсутствия подтверждения права собственности. Фирма тоже является реестром, сетью отношений владения, использования и производства с единой целью. Клуб это тоже реестр, определяющий кто получает выгоду, а кто нет.

Реестры идентифицируют. 

Государственные реестры содержат регистрационные данные компаний, подтверждающие их существование и статус налогоплательщика. ЗАГСы (органы Записи Актов Гражданского Состояния) регистрируют изменения гражданского состояния индивидуумов и используются для подтверждения этих состояний.

Реестры подтверждают статус. 

Гражданство это тоже реестр, содержащий записи о том, кто имеет права и обязанности в соответствии с законом о гражданстве. Избирательное право это реестр, позволяющий (а в Австралии, обязывающий) принимать участие в голосовании на выборах. Трудовая занятость это реестр, дающий право работнику претендовать на соответствующую компенсацию за проделанную работу.

Реестры подтверждают полномочия. 

Реестры идентифицируют тех, кто по праву может заседать в парламенте, кто имеет доступ к банковскому счету, кто может работать с детьми, кто может получать доступ к местам с ограниченным доступом.

На фундаментальном уровне, реестры обозначают и разграничивают экономические и социальные взаимоотношения.

Содержание и достоверность реестров является основой рыночного капитализма.

Право, обладание и реестры

Есть существенное различие между правом и обладанием.

Возьмем паспорта. Каждая страна контролирует тех, кто пересекает ее границы, и каждая страна ведет реестр граждан, которые могут свободно пересекать ее границы. Паспорт является физическим предметом — назовем его токен — который соотносится с реестром.

Ранее, обладание паспортом давало право на пересечение границы. Предъявление паспорта давало пограничникам основание предполагать, что его обладатель занесен в реестр и имеет право пересекать границу. Безусловно, такой контроль был уязвим к мошенничеству.

-2

Теперь обладание подразумевает право, но не является им. Современные паспорта позволяют властям подтверждать право напрямую.  Только успешный запрос к реестру подтверждает право пересекать границу.

Деньги — это тоже реестр.

Ранее, владение банкнотой подразумевало, что предъявитель банкноты может получить у банка выпустившего банкноту золото на указанную в банкноте сумму. Эти банкноты были прямыми обязательствами банков и записывались в банковский реестр.

В наше время вы не можете получить золото в обмен на предъявленную банкноту, но отношения остались. Ценность банкноты определяется социальным консенсусом на основе стабильности валюты и государства, ее выпустившего. Если консенсус нарушен, банкноты теряют свою ценность. Поэтому банкноты не являются богатством.

Эволюция реестров

При всей своей важности, технология реестров оставалась неизменной… до сих пор.

Реестры и письменность появились на Ближнем Востоке и развивались одновременно. Реестры использовались для записи производства, торговли и долговых обязательств.

-3

Первое существенное изменение в реестрах произошло в 14-м веке когда появилась двойная бухгалтерия. Записывая дебет и кредит двойная бухгалтерия позволяла сверять информацию между реестрами.

В 19-м веке с появлением больших корпораций централизованные реестры позволили обеспечить рост организаций, но полностью полагались на доверие.

В семидесятых годах 20-го века реестры начали становиться цифровыми. Это позволило проводить вычисления, улучшить анализ и отслеживание, обеспечить широкое распространение баз данных.

Но базы данных все еще полагались на доверие. Цифровой реестр заслуживает доверия до тех пор, пока организация, обслуживающая его, заслуживает доверия. Избежать этой зависимости позволяет блокчейн.

Блокчейн — это распределенный реестр, который не нуждается в централизованном источнике доверия, чтобы поддерживать актуальность и верифицировать изменения.

Блокчейн и экономические институты капитализма

Экономическая структура современного капитализма развивалась для обслуживания этих реестров.

Оливер Уильямсон, нобелевский лауреат по экономике 2009-го года, утверждал, что люди производят и обмениваются на рынках, в фирмах или правительствах в зависимости от относительных трансакционных издержек каждого института. Подход Вильямсона к трансакционным издержкам дает ключ к пониманию того, какие институты управляют какими реестрами и почему.

Государственные организации управляют реестрами полномочий, привилегий, ответственности и доступа. Государственные организации являются доверенным субъектом, который записывает и хранит факты о гражданстве и праве путешествовать, обязательств по налогообложению, праве на социальное обеспечение и праве собственности. Везде где требуется принуждение к исполнению присутствуют государственные организации.

Частные компании также управляют реестрами: частные реестры занятости и ответственности, владения и размещения физического и человеческого капитала, поставщиков и клиентов, интеллектуальной собственности и корпоративных привилегий. Фирма часто описывается как «связь контрактов». Но ценность фирмы заключается в том, что связи организованы и структурированы — фактически фирма сама является реестром контрактов и капитала.

Частные и государственные компании могут использовать блокчейн чтобы повысить эффективность и надежность их работы. Транснациональные компании нуждаются в согласовании транзакций на глобальной основе и блокчейн может позволить делать это практически мгновенно. Правительства могут использовать неизменность блокчейн чтобы гарантировать точность и подлинность идентификационных данных и прав собственности.

Продуманные правила доступа к блокчейн-приложениям могут дать гражданам и потребителям больше контроля над своими личными данными.

Но блокчейн, также, конкурирует с компаниями и правительствами. Блокчейн по сути институциональная технология. Это новый способ управления реестрами — способ координации экономической активности.

Блокчейн может использоваться компаниями, но, также, он может использоваться вместо компаний. Реестр контрактов и капитала сейчас может быть децентрализованным и распределенным, чего не было ранее. В свою очередь, реестры идентификации, доступа, привилегий и прав могут поддерживаться и исполняться без необходимости государственного присутствия.

Институциональная криптоэкономика

Институциональная криптоэкономика изучает институциональные последствия использования криптографически безопасных реестров, не требующих доверия.

Классические и неоклассические экономисты считают целью экономики изучение производства и распределения в условиях ограниченности ресурсов, а, также, факторы, лежащие в основе производства и распределения.

Институциональная экономика считают экономику сводом правил. Правила (например: законы, языки, права собственности, нормы, правила поведения и идеологии) позволяют совершенно разным людям координировать свою совместную деятельность. Правила, также, облегчают обмен — экономический, социальный или политический.

Криптоэкономика фокусируется на экономических принципах и теории, лежащих в основе блокчейн и его различных внедрений. Она рассматривает теорию игр и дизайн стимулов в отношении к дизайну механизма блокчейн.

Институциональная криптоэкономика фокусируется на правилах управления реестрами, на социальных, политических и экономических институтах, которые создаются для обслуживания реестров, на том, как изобретение блокчейн изменяет взаимодействие в обществе.

Экономические последствия блокчейн

Институциональная криптоэкономика дает нам инструменты для понимания что происходит во время блокчейн-революции и позволяет делать прогнозы.

Блокчейн — это экспериментальная технология. Где могла бы использоваться текхнология блокчейн — вопрос к предпринимателям. Некоторые реестры будут переведены на блокчейн. Некоторые предприниматели будут пытаться перевести реестры на блокчейн и потерпят неудачу. Далеко не все можно и нужно переводить на блокчейн. Мы еще не увидели убийственно блокчейн-приложение. Мы, также, не можем предсказать какая комбинация реестров, криптографии, p2p-сетей возникнет в будущем.

Процесс будет экстремально разрушительным. Глобальная экономика вошла в длительный период неопределенности в отношении того, как факты, лежащие в ее основе будут реструктуризованы, демонтированы и реорганизованы.

Лучшему применению блокчейн еще предстоит быть открытым. Далее, оно должно быть имплементировано в реальные политические и экономические системы, которые уже имеют устоявщиеся институты, обслуживающие реестры. И это не будет безболезненным процессом.

Реестры настолько распространены — и возможные применения блокчейн столь всеобъемлющи — что некоторые из наиболее фундаментальных принципов, регулирующих наше общество, подвергнутся изменению.

Институционально-креативное разрушение

Мы уже проходили подобные революции ранее.

Можно сравнить изобретение Биткоин и блокчейн с рождением Интернет. Блокчейн — это Интернет 2.0 или Интернет 4.0. Интернет — это мощный инструмент, совершивший революцию в том, как мы взаимодействуем и делаем дело. Интернет позволил нам коммуницировать и обмениваться лучше — быстрее и эффективнее.

Но блокчейн позволит нам обмениваться по-другому. Лучшей метафорой блокчейн явлется изобретение механического времени.

До механического времени человеческая активность регулировалась природными явлениями: вставали с криком петуха утром, ложились с наступлением сумерек вечером. Как утверждал экономический историк Дуглас Аллен проблема заключалась в следующем: «проще говоря, была слишком большая вариативность измерения времени … чтобы иметь возможность пользоваться им в повседневных действиях».

-4

“Эффект от уменьшения вариативности измерения времени чувствовался повсеместно”, писал Аллен. 

Механическое время открыло совершенно новые категории экономической организации, которые до того момента были не просто невозможны, но невообразимы.

Механическое время позволило синхронизировать торговлю и обмен. Оно позволило координировать производство и транспортировку. Оно позволило структурировать рабочий день, поскольку работа должна быть компенсирована в зависимости от количества отработанного времени, чтобы работники знали, что они получают справедливую компенсацию. И работодатели и работники могли свериться со стандартом, независимым инструментом, чтобы подтвердить, что условия контракта соблюдены.

Полные и неполные смарт-контракты

Оливер Вильямсон и Рональд Коуз (лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г.) считали контракты сердцем экономической и деловой организации. Контракты находятся в центре институциональной криптоэкономики. Именно здесь нас ждут наиболее революционные последствия от применения технологии блокчейн.

Смарт-контракты на блокчейн позволяют договаривающимся сторонам исполнять заключенные договоренности автоматически, автономно и безопасно. Смарт-контракты могут исключить целый класс работ, которые подерживают, обеспечивают и подтверждают выполнение контрактов — это бухгалтеры, аудиторы, юристы и большая часть правовой системы.

Но смарт-контракты ограничены возможностью описания чего-либо в виде алгоритма. Экономисты сосредоточились на различии между полными и неполными контрактами.

Полный контракт определяет то, что должно происходить при всех возможных непредвиденных обстоятельствах. Неполный контракт подразумевает возможность пересмотра условий контракта при возникновении непредвиденных событий. Неполные контракты дают одно объяснение тому, почему некоторые обмены происходят внутри фирмы, и почему другие имеют место на рынке, и дают, также, дальнейшее руководство по вопросам, связанным с вертикальной итерацией и размером фирмы.

Полные контракты невозможно исполнить, а неполные контракты обходятся дорого. Блокчейн снижает информационные расходы и транзакционные издержки, связанные с большим количеством неполных контрактов и увеличивает масштаб и расширяет спектр возможной экономической активности. Это позволяет рынку работать там, где раньше могли работать только крупные фирмы и позволяет бизнесу и рынку работать там, где раньше могло работать только государство.

Точные детали того, как и когда это произойдет зависит от предпринимателей и их активности в решении проблем. В настоящее время, связь между алгоритмическим миром блокчейн и реальным миром обеспечивают оракулы, доверенные лица, преобразующие информацию в данные, которые могут обрабатываться смарт-контрактом.

Реально значимым достижением, по нашему мнению, будет разработка более мощных оракулов, которые смогли бы преобразовывать неполные контракты, в контракты достаточно полные для того, чтобы быть описанными алгоритмически и исполненными на блокчейн.

Торговая революция средних веков стала возможной благодаря развитию торговых судов — фактически доверенных оракулов, что позволило торговцам обеспечить соблюдение договоренностей в частном порядке. Для блокчейн эта революция еще впереди.

А что государство?

Экономика блокчейн оказывает давление на государственные процессы во всех сферах деятельности от налогов и регулирования, до предоставления услуг.

Исследование этих изменений является нашим текущим проектом. Но подумайте, к примеру, как мы регулируем банки.

Пруденциальный контроль (ред. разумный банковский надзор), развивался для обеспечения безопасности и надежности финансовых учреждений, которые взаимодействуют с общественностью. Как правило, такие инструменты контроля, как, например, требования к ликвидности и капиталу, были оправданы тем фактом, что вкладчики и акционеры не имеют доступа к банковскому реестру. Вкладчики и акционеры не могут дисциплинировать руководство банка.

Банкротство банка происходит тогда, когда вкладчики обнаруживают (или просто предполагают), что их банк возможно не сможет покрыть их вклады, что приводит к паническому выводу денег из банка.

-5

Возможно, применение технологии блокчейн позволит вкладчикам и акционерам осуществлять постоянный мониторинг резервов банка и выданных кредитов, существенно сокращая информационную ассиметрию между ними и руководством банка.

В этом случае рыночная дисциплина становится возможной. Общественное доверие к неизменности блокчейн будет гарантировать отсутствие ошибочных банкротств. Роль регулятора сводится к сертификации блокчейн и подтверждению, что он корректно и безопасно структурирован.

Более широким применением технологии блокчейн мог бы стать криптобанк — автономное блокчейн-приложение, которое занимает коротко, а кредитует в долгую, или, возможно, напрямую связывая подходящих заемщиком и кредиторов. Криптобанк, структурированный алгоритмически с помощью смарт-контрактов, будет иметь те же свойства прозрачности, что и банк с публично доступным реестром, но может иметь дополнительные функции, которые могут полностью исключить необходимость привлечения регулятора. Например, криптобанк может сам обеспечивать ликвидность. В момент когда банк становится неплатежеспособным, базовые активы могут автоматически выплачиваться акционерам и вкладчикам.

Пока не ясно, какую регуляторную роль будет играть государство в этом случае.

Тайлер Коуэн и Алекс Табаррок утверждают, что государственное регулирование предназначено для решения проблем ассиметричности информации — проблем, которых в мире информационной вездесущности больше не будет. Блокчейн-приложения значительно увеличивают информационную вездесущность, и делают эту информацию более прозрачной и постоянно доступной.

Технология блокчейн найдет свое применение и в том? Что называется «регтех» — применение технологии к традиционным функциям аудита, соблюдения и наблюдения за рынком. И мы не должны упускать из вида возможность появления новых экономических проблем, которые потребуют новых мер по защите потребителей или рыночного контроля.

Тем, не менее, реструктуризация и восстановление основных экономических форм, таких как банки, будет оказывать давление не только на то, как осуществляется регулирование, но и на то, как оно должно осуществляться.

А что крупный бизнес?

Последствия для крупного бизнеса, вероятно, будут столь же глубокими. Размер бизнеса часто обусловлен необходимостью покрытия расходов на бизнес-иерархию — в свою очередь, из-за неполных контрактов и технологической необходимости крупных финансовых инвестиций. Данная бизнес-модель подразумевает, что акционерный капитализм является доминирующей формой организации бизнеса. Возможность подписания более полных контрактов на блокчейн означает, что предприниматели и новаторы смогут сохранять собственность и, в то же время, лучше контролировать свой человеческий капитал и прибыль. Связь между созданием успешного бизнеса и доступом к финансовому капиталу ослабевала в последнее время, а сейчас эта связь может быть нарушена совсем. Мы на заре эры человеческого капитала.

Предприниматели смогут создавать востребованные приложения и выпускать их на рынок готовыми к использованию всеми, кому нужна их функциональность. Предпринимателю остается просто наблюдать за накоплением микро-платежей на своем кошельке. Дизайнер сможет выпустить на рынок свою дизайн-модель и конечные потребители смогут скачать ее себе и распечатать на 3d-принтере, получив готовый продукт незамедлительно. Данная бизнес-модель может привести к более локализованному производству в Австралии.

Способность потребителей взаимодействовать напрямую с производителями и дизайнерами ограничит роль, которую играют посредники в современной экономике. Логистические компании, тем не менее, продолжат процветать, но развитие беспилотных технологий транспортировки вызовет изменения и в этой отрасли тоже.

Имейте в виду, что любое нарушение бизнеса ведет к уменьшению налогооблагаемой базы. Государству может стать трудно собирать налоги, что, в свою очередь, приведет к большему давлению на налог с продаж и даже подоходный налог.

Заключение

Технология блокчейн и связанные с ней технологические изменения будут серьезно нарушать текущие экономические условия. Промышленная революция открыла мир, в котором бизнес-модели основывались на иерархии и финансовом капитализме. Блокчейн сулит нам экономику, в которой доминирует человеческий капитал и существует большая личная автономия.

Каким образом это произойдет в данный момент не ясно. Предприниматели и новаторы будут действовать методом проб и ошибок. Без сомнения, великие состояния будут сделаны и потеряны, прежде чем станет ясно, каким образом будут разворачиваться изменения.