Часть 3
К освоению огня
Такое расхождение в оценках Э. Р. Мулдашев не считает принципиальным: например, цивилизацию Древнего Египта можно считать отдельной цивилизацией, а можно — вариантом нашей. «Важно одно: люди — не первые разумные существа на Земле. И, возможно, не последние». Развивая эту мысль Э. Р. Мулдашев считает, что «представители предыдущих цивилизаций - атланты - делились на 4 основные расы: черные, красные, желтые и коричневые... Атланты более ранних цивилизаций внешне отличались и от поздних атлантов, и, разумеется, от нынешних Homo Sapiens».
Но сенсация еще не есть истина. Пока описанная выше сенсация обретет обоснованную и достаточно доказательную научную базу, мы будем пользоваться доступными и известными знаниями по этой извечной проблеме со времени господства первобытнообщинного строя, которым начинается история всего человечества. Это была общественно-экономическая формация, через которую прошли все народы мира.
Продолжительное время в отечественной и зарубежной археологической науке господствовало представление о позднепалеолитических людях как о бродячих охотниках, устраивавших свои временные стойбища в пещерах или на открытом воздухе, не знавших ни оседлости, ни постоянных жилищ.
Исследователи палеолита П. П. Ефименко и С. Н. Замятин опровергли это ошибочное представление. Они доказали, что позднепалеолитические люди, обитавшие на территории Руси, используя кости и бивни мамонтов, рога северных оленей, дерево и, несомненно, шкуры, сооружали прочные постоянные зимние жилища. Наши древние предки — арии — соединялись для жизни в поселения или деревни. Они умели устраивать себе жилища, и которых были двери и печи из камня. Они умели молоть зерно, печь хлеб и ели мясо вареным.
Кроме хлебопашества и скотоводства, арии знали и некоторые ремесла: отделку золотом, серебром, медью и т. д. Эти ремесла требовали применения огня.
Одним из первых жилищ, известных ныне науке, является жилище, обнаруженное С. Н. Замятиным в 1927 году на Гагаринской стоянке. Оно представляло собой овальную неглубокую землянку (5,5x4,5 м) вероятно, с коническим или округлым перекрытием. Основание ее было выложено плитами известняка, создававшими опору для кровли. Сама кровля, как полагают, состояла из жердей, прикрытых ветвями или шкурами животных.
Сходное жилище было обнаружено П. П. Ефименко в 1937 году близ Воронежа. Это также была круглая землянка около 5 метров в поперечнике и около 1 метра глубиной, с очагом около входа.
Остатки целого позднепалеолитического поселка, состоявшего из четырех таких же, сравнительно небольших, овальных жилищ, были раскопаны А. П. Окладниковым в 1936-1940 годах в стоянке Буреть на реке Ангаре, недалеко от Иркутска. В каждом из таких жилищ был один, а в более крупных жилищах несколько очагов.
В большинстве жилищ по сторонам от очагов располагался ряд ям-хранилищ для более ценных предметов и ям для запекания пищи.
Археологи, производя раскопки, часто обнаруживают остатки древних жилищ и, нередко, пепелища. Что это — следы огненных стихий далекого прошлого? Вряд ли... Дело в том, что огонь по представлению туземцев являлся проводником умерших в страну предков. Он помогал перемещать в потусторонний мир вещи, принадлежавшие покойным при жизни. Сжигались и их дома. Так поступали, например, коренные жители южного Сахалина — айны.
Однако использование огня в домустьерскую эпоху еще не значило, что человек этой эпохи уже умел искусственно добывать огонь. Накопленный опыт явился, однако, важной предпосылкой для перехода, спустя десятки и сотни тысячелетий, к следующей стадии освоения огня — его искусственному добыванию.
За глубокой давностью, при определении точных дат начальных этапов и событий истории первобытного общества, наука еще и сегодня встречается с большими трудностями.
Тем не менее, по ряду вопросов, в том числе и по освоению огня, наука дает довольно точные и категоричные ответы. Так, несомненным, например, является систематическое использование огня синантропами. Вместе с тем нет оснований считать, что люди этой эпохи уже обладали приемами искусственного добывания огня. «Едва ли синантропы умели искусственно добывать огонь. Это достижение более высокой ступени развития».
Овладение способами добывания огня, по мнению ученых, относится к мустьерской эпохе.
Прежде чем люди смогли создать себе лучшее оружие в сравнении с камнем в руке и выстроить удобное жилище - они должны были научиться пользоваться огнем. Это стало огромной победой в борьбе в природой. овладев огнем, Человек стал сильнее и смог воспользоваться в природе гораздо большим, тем, что раньше было ему недоступно.
Неизвестно, как именно это случилось. Возможно, кто-то набрел на лесное пожарище и наткнулся на запеченные коренья, оказавшиеся мягче и сочнее. И он унес с собой несколько угольков. Возможно, случайно подул, и они засверкали, а затем превратились в пламя. Наверное, сначала это пугало, но потом сам огонь стал привлекать теплом, а зажаренное мясо и коренья - вкусом. Да и диких зверей пламя способно было держать подальше от убежища древнего человека...
С тех пор люди и стали сохранять огонь. пока не умея добывать его самостоятельно...
Предполагать, как именно человек заставил огонь служить себе, можно, но наверняка этого никто не знает. Важен тот факт, что огонь все-таки был приручен.
Однако человеку горение приносит не только благо, но и страшный вред… К сожалению таких примеров наша история насчитывает предостаточно. И первыми в этом списке стоят природные катастрофы.
Продолжение в части 1 ("Огонь небесный")