Сегодня мы завершаем рассказ о прог-роковой сцене социалистической Чехословакии, уровень которой, по общему мнению, нисколько не уступал лучшим мировым образцам. Первая часть, вторая часть.
Речь пойдет о двух группах, которые уже упоминались в предшествующих заметках на эту тему - Synkopy и Fermata.
Первая из них считается старейшей группой ЧССР и была образована в моравском городе Брно еще в далеком 1961 году. Собственно поэтому первые двадцать лет своего существования она называлась Synkopy 61. Сначала это была не группа, а скорее эстрадный оркестр при заводском клубе. К середине 60-х в пору повального увлечения биг-битом и рок-н-роллом состав ансамбля сократился до размеров "нормальной" группы. В 1966 году в жизни "синкопов" произошли важные изменения: в состав был принят клавишник и впоследствии вокалист Олдржих Веселы (Oldřich Veselý), и группа перешла к исполнению собственного репертуара на чешском языке, основным автором которого и стал ее новобранец.
Synkopy 61 активно гастролировали, принимали участие в различных конкурсах и фестивалях, однако возможности выпустить полноценную пластинку долго не представлялось. Это произошло только в 1972 году, но лонгплей "Festival", основанный на репертуаре прошлого десятилетия, оказался уже не востребован. В качестве примера можно взять заглавный номер - представляющий собой перепевку Kinks (кстати, ничего больше не напоминает?).
Ага. Напоминает. Неужели ту самую вещь? Да, не может быть....)) БиС.
Следующие два диска были выдержаны в более актуальном на тот момент хард-роковом ключе. Первый из них - "Xantipa" 1973 года - был сделан под явным влиянием Uriah Heep и даже содержал каверы британцев (на мой взгляд, ничем не круче тех, которые в то же время записывались отечественными ВИА - "Иверией", "Акварелями" и т.д.).
Второй - "Formule I", записанный в 1975 году, - базировался исключительно на собственном материале и уже содержал элементы будущего стиля группы - прогрессива. Особенно это заметно в многочастной и сложной по музыке пьесе "Touhy", сочиненной Веселы, который на протяжении 70-х то уходил "на сторону", то возвращался к "синкопам", пока в 1976-ом не перебрался на пять лет в The Blue Effect.
В начале 80-х Веселы, обогащенный сотрудничеством с "эффектами", возвращается в Брно, и группа вступает в период своего расцвета и выдает в период с 1981 по 1986 год серию из трех мощнейших прог-роковых релизов, поставивших "синкопов" в один ряд с признанными лидерами жанра. Первые два из них вышли под брендом Synkopy & Oldřich Veselý, что отражало ведущую роль в группе на тот момент ее вокалиста, клавишника и основного автора, третий же - просто как Synkopy:
Все три альбома в полном соответствии с законами жанра характеризуются богатыми музыкальными идеями, сложными, красивыми аранжировками, виртуозной игрой инструменталистов. Хотя их материал очень ровный и высококачественный, в качестве "демонстрационных" я бы выделил следующие: на "Slunecni Hodiny" (Солнечные часы) - балладу "Cerny Racek", на "Kridleni" 1983 года - заглавный номер, а на "Zrcadla" (Зеркала) 1986 года - "Ztraty A Nalezy". (В дискографии группы есть еще англоязычный вариант "Kridleni", озаглавленный "Flying Time", на мой взгляд, не очень интересный.)
Увы, в 80-е музыка такого плана уже не могла быть успешной в коммерческом плане, тем более на фоне политических потрясений, закончившихся исчезновением ЧССР, что и привело "синкопов" к тихому распаду. Впрочем, их альбомы сейчас регулярно переиздаются, а Веселы продолжил успешную сольную карьеру.
В отличие от "синкопов", братиславская Fermata имеет не столь "древнюю", зато более длинную историю. Группа была сформирована в 1973 году клавишником Томашом Беркой (Tomáš Berka) и гитаристом Франтишеком "Феро" Григлаком (František Griglák), который на долгие годы стал ее "лицом", лидером и основным автором. До Fermata Феро, имеющий, кстати, консерваторское образование, еще совсем молодым парнем успел поиграть в уже упоминавшихся нами Prúdy и Collegium Musicum. Если "коллеги" разрабатывали направление симфо-прога, то "ферматовцы" сразу взяли курс на навороченный инструментальный джаз-рок в духе Mahogany Rush, Brand X и Mahavishnu Orchestra. При этом словаки очень удачно использовали в своем творчестве элементы восточно-европейской народной музыки, что позволило им не стать очередным клоном их западных вдохновителей, а обрести собственное неповторимое звучание.
Дебютный одноименный с группой альбом был записан в 1975 году во многом случайно - ребят пригласили протестировать новую студию звукозаписывающей компании "Опус", чем они удачно воспользовались. Хотя сами музыканты считали эту запись сырой и музыкально незрелой, она продемонстрировала недюжинные потенциал и технические возможности группы. Пластинка была замечена, в том числе "на западе", и даже издана в ФРГ. Наиболее интересная, на мой взгляд, композиция с нее - "Румынская рапсодия" (Rumunskа rapsуdia).
видео канала František Rajec
После этого по доброй восточно-европейской традиции Fermata в течение полутора лет сопровождала эстрадных певцов (Мирослава Жбирку и Петера Вашека), участвовала с ними и отдельно в разных музыкальных фестивалях - словом, "нарабатывала имя". Это позволило группе в 1976 году засесть в студии и заняться настоящим творчеством. После этого на протяжении пяти лет Fermata выдала серию из блестящих релизов, поставивших ее первый ряд мастеров прог-роковой сцены. Если первый лонгплей этого периода - "Песни с гор" (Pieseň Z Hôľ), носил, отчасти, "пристрелочный" характер, то следующие три альбома представляли собой цельные концептуальные произведения, основанные на единой теме. Первый из них - " Huacaran ", вышедший в 1977 году, посвящен трагедии перуанского города Уаскаран, погибшего в 1970 году под ледяной лавиной. В числе 80 тысяч жертв катастрофы была и группа чехословацких альпинистов. Этот мощнейший релиз заслуженно считается вершиной творчества "ферматовцев" и одним из главных достижений словацкого рока.
видео канала ProgRock Box
Следующий "тематический" диск - "Дунайская легенда" (Dunajská Legenda) 1980 года основан на средневековой истории Словакии и интересен тем, что ознаменовался отходом от джаз-роковых корней группы в сторону симфо-прога с широким использованием фольклорной музыки. На этой пластинке более заметна роль клавишника Томаша Берки, а также отметился другой культовый словацкий музыкант - басист Федор Фрешо из Collegium Musicum. Названия пьес - из них я бы выделил "Chotemir" и "Trebiz" - имена древнесловацких вельмож.
видео канала Fermáta – тема
Последний лонгплей "тематического периода" Fermata - "Белая планета" (Biela Planéta) вышел на следующий год и посвящен великим путешественникам и первооткрывателям. В нем "ферматовцы" обращаются к мировой этно-музыке. Лучшие вещи с него, по моему мнению, "Cook" и "Kolumbus".
видео канала Fermáta – тема
Тем временем новая эпоха диктовала и новые музыкальные тенденции. Главной из них стало повсеместная тяга к упрощению музыки, сокращению композиций по времени в угоду видео и радио-форматам. Fermata была вынуждена встраиваться в тренд. Это проявилось уже в том же 1981 году на альбоме "Generation". Пытаясь расширить стремительно сужающуюся аудиторию, Григлак и Берка пригласили саксофониста, допустили к сочинительству других членов группы. На следующем диске "Ad Libitum" перешли к песенному формату, стали выпускать ориентированные на "широкого международного потребителя" англоязычные версии. В 1985 году группу покинул Берка.
После этого Феро и Ко выпустили еще 5 в целом очень неплохих альбомов существуют и поныне, даже Берка вернулся.
видео канала Romerano30
Но это уже другая Fermata...