Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня я расскажу историю из своего жизненного опыта, которая, надеюсь, будет полезна для учителей и не только.
Недавно я была наблюдателем на уроках русского языка и литературы, а потом сама поучаствовала в процессе преподавания. Это был, как мне сказали, худший класс в школе, что, конечно, меня не слишком обрадовала, но с другой стороны, стало любопытно, что же это за зверь такой, которого все учителя боятся и не любят.
Восьмой класс одной из центральных московских школ. Да, действительно проблемный собрался состав. Было несколько человек с психическими проблемами, связанными с попытками суицида; была девочка, приехавшая из другой страны и очень плохо знающая русский язык; так же несколько билингвов, которым сложнее давался русский язык нежели остальным.
Они были самыми шумными на перемене, где я впервые их увидела.
Каждый учитель, проходивший мимо, делал замечание этим ребятам. Когда я зашла к ним на первый урок, это был русский язык, половина опоздала, кто-то ел, кто-то смотрел фильм на телефоне, не обращая внимания, что звонок прозвенел.
Учительница ожидала, пока все успокоятся, чтобы начать. Обычно, дети проявляют интерес к постороннему человеку, стыдятся так себя вести. Эти же ученики даже не интересовались кто я, что я.
Когда они успокоились, преподаватель представила им меня, они окинули оценивающим взглядом и равнодушно отвернулись. Урок проходил с постоянными замечаниями учителя по поводу поведения. Работали слабо, не понимали и не хотели понимать материал, но были и те, кто старался. Бедная учительница пыталась давать задания, чтобы занять всех делом, но это не особенно помогало, кто-то даже не пытался сделать упражнения, угрозы о двойке за работу на уроке вообще не воспринимались.
Что ж, ко мне стало подступать волнение, я уже представляла как они сорвут мне уроки перед комиссией.
Но тогда я еще не знала, что это будут лучшие уроки с детьми за весь год.
Я сидела у этих ребят и на других уроках и проследила закономерность. Видимо почти все учителя, которые преподавали у этого класса, не очень его любили. Чувствовалось, сама атмосфера на этих уроках была напряженной и недружелюбной. Но я не могу винить в этом преподавателей. Но у одного преподавателя (не поверите, это был английский язык) эти дети были как шелковые.
Нет, учительница не была строгой, она не кричала на детей и было видно, что ей нравится работать с ними. А еще, у нее была четкая система на уроке. Она не давала расслабиться, в хорошем смысле - была активная деятельность: говорение, чтение, повторение, разбор сложных слов и придумывание ассоциаций. И самое главное - она постоянно говорила, какие они умницы, как хорошо работают. Было видно стремление каждого получить похвалу.
Настал мой черед проведения уроков.
Конечно, ученики были рады, потому что всем хочется иногда изменений, так было и здесь. Первое, что меня удивило - почти каждый подходил ко мне перед уроком и говорил: "Ой, не повезло вам с нами" или "Мне вас жаль, вам попался худший класс". Меня это даже стало раздражать, что это они меня так жалеют..
Я старалась вести уроки четко, по системе определенной. И вышло довольно неплохо. Хотя знания у них не шибко глубокие, поэтому я не давала задания, направленные на самостоятельное изучение новой темы, мы все вместе потихоньку проходили и информация успешно усваивалась. Я предлагала несколько вариантов для запоминания правила: схемы, таблицы, ассоциации, стихотворения. Как раз о таком подходе я говорила в прошлой статье.
Мне было интересно и весело с этим классом, они много шутили и я поддерживала эти шутки, а они, тем самым, видели, что я дружелюбно настроена, я им друг. Это очень важно при работе со сложными учениками. Когда вы завоевываете их авторитет, то у вас появляется больше власти и эффективности на уроках.
Были и отрицательные моменты, ведь дети все-таки все разные. Но в один из последних уроков у этого класса, я дала самостоятельную работу и ждала, пока все сделают. И один очень разговорчивый мальчик поднял руку и прозвучал самый странный вопрос:
-А почему вы нас не ругаете?
Я совсем не знала, что мне нужно на это ответить, это звучало, как претензия.
-Я не поняла твоего вопроса. Ты хочешь, чтобы я ругала вас?
-Просто все нас ругают, сплетничают о нас в учительской и не любят наш класс, - здесь подключился весь класс, они стали жаловаться, что к ним так относятся, в этот момент мне хотелось каждого обнять.
-Я не считаю вас плохими, вы просто оригинальные, так сказать, сборище шутников, весельчаков. Да, может что-то вам дается не так просто, это нормально. Мне нравятся ваши уместные шутки, мне нравится ваша доброта ко мне. Спасибо вам за это, мне с вами интересно работать.
После моих слов они все замолчали. Каждый о чем-то задумался. Когда все выполнили самостоятельную, не было разговоров и шума. Оставшаяся часть урока прошла спокойно и продуктивно, а после звонка почти все выходили из класса и говорили СПАСИБО. А это самое приятное, что можно услышать от своих учеников.