Найти тему

Как я подружилась с "худшими" детьми

Оглавление
https://www.pinterest.ru/pin/54395107977834747/
https://www.pinterest.ru/pin/54395107977834747/

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня я расскажу историю из своего жизненного опыта, которая, надеюсь, будет полезна для учителей и не только.

Недавно я была наблюдателем на уроках русского языка и литературы, а потом сама поучаствовала в процессе преподавания. Это был, как мне сказали, худший класс в школе, что, конечно, меня не слишком обрадовала, но с другой стороны, стало любопытно, что же это за зверь такой, которого все учителя боятся и не любят.

Восьмой класс одной из центральных московских школ. Да, действительно проблемный собрался состав. Было несколько человек с психическими проблемами, связанными с попытками суицида; была девочка, приехавшая из другой страны и очень плохо знающая русский язык; так же несколько билингвов, которым сложнее давался русский язык нежели остальным.

https://www.pinterest.ru/pin/575686764840994005/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/575686764840994005/?nic=1

Они были самыми шумными на перемене, где я впервые их увидела.

Каждый учитель, проходивший мимо, делал замечание этим ребятам. Когда я зашла к ним на первый урок, это был русский язык, половина опоздала, кто-то ел, кто-то смотрел фильм на телефоне, не обращая внимания, что звонок прозвенел.

Учительница ожидала, пока все успокоятся, чтобы начать. Обычно, дети проявляют интерес к постороннему человеку, стыдятся так себя вести. Эти же ученики даже не интересовались кто я, что я.

Когда они успокоились, преподаватель представила им меня, они окинули оценивающим взглядом и равнодушно отвернулись. Урок проходил с постоянными замечаниями учителя по поводу поведения. Работали слабо, не понимали и не хотели понимать материал, но были и те, кто старался. Бедная учительница пыталась давать задания, чтобы занять всех делом, но это не особенно помогало, кто-то даже не пытался сделать упражнения, угрозы о двойке за работу на уроке вообще не воспринимались.

Что ж, ко мне стало подступать волнение, я уже представляла как они сорвут мне уроки перед комиссией.

Но тогда я еще не знала, что это будут лучшие уроки с детьми за весь год.

Я сидела у этих ребят и на других уроках и проследила закономерность. Видимо почти все учителя, которые преподавали у этого класса, не очень его любили. Чувствовалось, сама атмосфера на этих уроках была напряженной и недружелюбной. Но я не могу винить в этом преподавателей. Но у одного преподавателя (не поверите, это был английский язык) эти дети были как шелковые.

Нет, учительница не была строгой, она не кричала на детей и было видно, что ей нравится работать с ними. А еще, у нее была четкая система на уроке. Она не давала расслабиться, в хорошем смысле - была активная деятельность: говорение, чтение, повторение, разбор сложных слов и придумывание ассоциаций. И самое главное - она постоянно говорила, какие они умницы, как хорошо работают. Было видно стремление каждого получить похвалу.

https://www.pinterest.ru/pin/664984701206807890/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/664984701206807890/?nic=1

Настал мой черед проведения уроков.

Конечно, ученики были рады, потому что всем хочется иногда изменений, так было и здесь. Первое, что меня удивило - почти каждый подходил ко мне перед уроком и говорил: "Ой, не повезло вам с нами" или "Мне вас жаль, вам попался худший класс". Меня это даже стало раздражать, что это они меня так жалеют..

Я старалась вести уроки четко, по системе определенной. И вышло довольно неплохо. Хотя знания у них не шибко глубокие, поэтому я не давала задания, направленные на самостоятельное изучение новой темы, мы все вместе потихоньку проходили и информация успешно усваивалась. Я предлагала несколько вариантов для запоминания правила: схемы, таблицы, ассоциации, стихотворения. Как раз о таком подходе я говорила в прошлой статье.

Мне было интересно и весело с этим классом, они много шутили и я поддерживала эти шутки, а они, тем самым, видели, что я дружелюбно настроена, я им друг. Это очень важно при работе со сложными учениками. Когда вы завоевываете их авторитет, то у вас появляется больше власти и эффективности на уроках.

Были и отрицательные моменты, ведь дети все-таки все разные. Но в один из последних уроков у этого класса, я дала самостоятельную работу и ждала, пока все сделают. И один очень разговорчивый мальчик поднял руку и прозвучал самый странный вопрос:

-А почему вы нас не ругаете?

Я совсем не знала, что мне нужно на это ответить, это звучало, как претензия.

-Я не поняла твоего вопроса. Ты хочешь, чтобы я ругала вас?

-Просто все нас ругают, сплетничают о нас в учительской и не любят наш класс, - здесь подключился весь класс, они стали жаловаться, что к ним так относятся, в этот момент мне хотелось каждого обнять.

-Я не считаю вас плохими, вы просто оригинальные, так сказать, сборище шутников, весельчаков. Да, может что-то вам дается не так просто, это нормально. Мне нравятся ваши уместные шутки, мне нравится ваша доброта ко мне. Спасибо вам за это, мне с вами интересно работать.

После моих слов они все замолчали. Каждый о чем-то задумался. Когда все выполнили самостоятельную, не было разговоров и шума. Оставшаяся часть урока прошла спокойно и продуктивно, а после звонка почти все выходили из класса и говорили СПАСИБО. А это самое приятное, что можно услышать от своих учеников.

Благодарю за внимание!