О Тегеранской конференции на которой 28 ноября впервые встретились лидеры стран антигитлеровской коалиции Сталин, Рузвельт и Черчилль знают почти все, благодаря советско-французско-швейцарскому фильму«Тегеран-43», где даже Ален Делон умудрился сняться. А вот о том, что непосредственно перед Тегеранской в октябре 1943 года состоялась Московская конференция, на которой обсуждались судьбы мирового устройства после окончательной победы над странами оси (Германия-Италия-Япония) известно немногим. Может быть потому, что участвовали в конференции не первые лица, а министры иностранных дел: Вячеслав Молотов, Корделл Хэлл (США) и Энтони Иден (Великобритания). Но тон задавал, разумеется, радушный хозяин – И.В.Сталин. Поэтому можно смело утверждать, что именно на Московской конференции принимались многие решения, которые потом были озвучены в Тегеране. Всю подноготную московского саммита мы знаем благодаря воспоминаниям советского дипломата и личного переводчика Сталина Валентина Бережкова.
Интересно, что на этой конференции переговоры велись не только на языке сухих протоколов, но и посредством художественных форм.
Кратко перечислю обсуждавшиеся вопросы и позиции сторон по ним. Англичан очень волновал Польский вопрос. Поскольку в Лондоне находилось польское правительство в изгнании, с которым у СССР были разорваны дипотношения. Иден напирал на то, что англичане именно из-за договора с Польшей вступили в войну с Германией. Молотов отверг возможность возобновления дипотношений с польским правительством в Лондоне, поскольку оно не имело серьезного влияния в оккупированной немцами Польше, да еще и умудрялось предъявлять территориальные претензии к СССР. Был дан и «художественный ответ». Молотов пригласил Идена в Большой театр на оперу «Иван Сусанин». Когда в первом акте шла сцена бала во дворце польского короля, Иден решил пошутить, сказав, что поляки милые люди и дружить с ними – одно удовольствие. Намекая на все тоже эмигрантское правительство. Молотов дал свой ответ во время сцены сожжения Ивана Сусанина поляками.
Сцена из оперы: поляки готовятся казнить Ивана Сусанина
«Вот видите в истории наших отношений бывало всякое. Что касается нас, то мы хотим хороших отношений с Польшей, с независимой и дружественной Польшей», - подчеркнул он. Вопрос о возвращении к власти лондонского польского правительства был красиво закрыт.
Конечно, на конференции СССР интересовал больше всего вопрос открытия второго фронта в северной Франции. Министры США и Великобритании в один голос подтвердили очередное обещание, данное Сталину Рузвельтом и Черчиллем еще в июне 1943 года, что второй фронт будет открыт весной 1944 года. И опять все дружно обманули (высадка союзников в Нормандии началась только летом 1944 года).
На конференции была также подписана «Декларация четырех» (по настоянию США и Великобритании к подписанию был привлечен и министр тогда еще чанкайшистского Китая Фу Бин-чан. Эта декларация легла в основу будущих принципов деятельности ООН.
Далее решали расчленять или не расчленять будущую Германию. Как наказывать нацистских преступников. Что делать с формально уже капитулировавшей летом 1943 года Италией. Когда перешли к вопросу, вынесенному американской и британской делегациями, о том, чтобы после войны создать на территории Центральной и Юго-Восточной Европы некие федерации малых государств, советской делегации стало окончательно понятно куда клонят их «верные» союзники. После того как Черчилль предложил создать так называемую «Балканскую федерацию» из разных малых стран Европы, советская делегация прямо заявила, что не допустит реализации этих планов, поскольку они напоминают предвоенную политику «санитарного кордона», направленного против СССР. Как мы видим в наши дни, планы, которые тогда вынашивали наши «союзники», сейчас полностью реализованы в рамках расширения НАТО на Восток.
Но вернемся к конференции. Её кульминацией стал обед в Екатерининском зале Кремля, который дал Сталин по случаю успешного завершения конференции. Прием был пышным и многолюдным, поскольку в победе уже никто не сомневался, Сталинград и Курская дуга были уже позади. Даже во время пленарных заседаний Молотов то и дело сообщал об освобождении крупных городов, таких как Днепропетровск.
Сталин был в прекрасном настроении, подходил к зарубежным гостям и советским полководцам, произносил тосты. Потом Сталин присел за стол и поманил к себе переводчика Бережкова.
«Слушайте меня внимательно, - особенно тихим голосом начал говорить вождь, - «Переведите Хэллу (главе американской делегации, - прим. авт.) дословно следующее: Советское правительство рассмотрело вопрос о положении на Дальнем Востоке и приняло решение сразу после окончания войны в Европе, когда союзники нанесут поражение гитлеровской Германии, вступить в войну против Японии. Пусть Хэлл передаст это президенту Рузвельту, как нашу официальную позицию. Но пока мы хотим держать это в секрете. И вы сами говорите потише, чтобы никто не слышал. Поняли?».
Бережков выполнил все в точности. Американский дипломат был очень взволнован. По его воспоминанием ранним утром следующего дня он послал президенту Рузвельту телеграмму с сенсационной новостью, разделив ее на две части и зашифровав двумя разными шифрами, чтобы она не была перехвачена.
А ночью, после банкета, по принятому, тогда в Кремле протоколу, гости отправились смотреть кино. К показу была представлена картина братьев Васильевых (знаменитых авторов «Чапаева») «Волочаевские дни». Этот фильм рассказывал о разгроме японских интервентов в Сибири и на дальнем Востоке (во времена гражданской войны). В 1938 году, когда он вышел на экраны, японцы заявили официальный протест.
На демонстрации картины в Кремле в 1943 году присутствовали только Сталин, члены Политбюро, главы американской и британской делегаций, а также послы этих стран с переводчиками. Во время сеанса Сталин общался с Хэллом. Который сказал: «Теперь я вижу, маршал Сталин, что у Вас есть свой счет к японцам и Вы, конечно, его им в свое время предъявите».
«Вы правы, мы не забыли о том, что творили японские милитаристы на нашей земле» - ответил вождь. Сталин и Хэлл пожали друг другу руки.
Вот так средствами искусства Сталин окончательно убедил американцев, что вступит в войну с Японией. Но только после того, как союзники откроют второй фронт, и Германия будет разгромлена. Вождь сдержал обещание и после поражения Гитлера хваленая Квантунская армия, дислоцированная в северном Китае и Корее, была буквально сметена Красной армией. Увы, политическая обстановка к тому времени изменилась. Рузвельт умер. Его место занял «ястреб» Трумен с появившимся у США ядерными бомбами, которые он сбросил на Хиросиму и Нагасаки. Это по сути бессмысленное действие привело к парадоксальным последствиям: Япония, которая должна вечно ненавидеть американцев, превратилась в их верного союзника и сейчас клянчит у нас несколько маленьких островков. Интересно, как бы поступил в современной ситуации Сталин?
Если Вам понравилась эта статья, предлагаю ознакомиться также со статьями моего канала схожей тематики:
Сталин vs Черчилль: не надо боятся немцев. Москва 1942 год. Первая встреча. Кто победил в интеллектуальной дуэли. Ссылка: https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-vs-cherchill-ne-nado-boiatsia-nemcev-5d7cec0e95aa9f3dea0a692e
Сталин vs Рузвельт: Индия – больное место Черчилля. Как они вместе разрушали Британскую империю. Ссылка: https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-vs-ruzvelt-indiia--bolnoe-mesto-cherchillia-5d88c03d6f5f6f00aeceb7d7
Спасибо за прочтение. Если заинтересовал, заранее благодарю за лайки, репосты, подписки на канал и комментарии (как положительные, так и критические).