Тема поставок по ленд-лизу наиболее часто подвергается попыткам фальсификации и используется для шельмования исторической правды.
Было время, этого требовали наши идеологические установки в условиях противостояния с Западом, именуемом "холодной войной". Тогда мы знали, что танки ленд-лиза были плохие, а самолеты еще хуже и что советские летчики-танкисты их "не любили". После краха СССР на волне всеобщего помешательства с покаянием "в преступлениях Сталинского режима" маятник качнулся в другую сторону - появились заявления, что замученный НКВД и отсталый СССР без западной помощи не протянул бы и года. С датами и цифрами у либеральных замполитов вообще беда. Тем более, что многие перековались из советских халтурщиков-преподавателей "научного коммунизма", от лекций которых тянуло в сон. Увы, настоящие политработники, "за которыми шли, распрямляясь, на смерть" еще большая редкость в мирное время, чем настоящие писатели и талантливые ученые.
Давайте попробуем разобраться с ситуацией без идеологических штампов и начнем с наиболее удачной, не имеющей практически отрицательных отзывов в части боевого применения машины - бронетранспортера М3А1 Scout Car.
"Скаут" стал таким же символом нашей Победы, как Т-34 или автомат ППШ - ведь именно на этих бронетранспортерах передвигались разведывательные подразделения Красной армии, лучшая мотопехота, "не числом, а умением" занимавшая населенные пункты, захватывавшая мосты и железнодорожные станции.
Наличие поставок подобной техники позволило промышленности СССР сосредоточиться на массовом выпуске наиболее отработанных и наиболее необходимых фронту образцов бронетехники - танков Т-34 и самоходных орудий на их базе прежде всего.
Увы, это же обстоятельство и "похоронило" многие отечественные перспективные разработки - такие как колесная самоходка КСП-76, точнее ее полноприводное шасси - в техническом смысле гораздо более совершенная конструкция чем "Скаут".
В результате наша промышленность выпустила собственный образец легкого многоцелевого БТР только в 1947 году - им стал БТР 40, причем в тактико-технических требованиях к данному образцу со стороны военных было прямое указание на "как в М3А1", что еще раз подтверждает высокую оценку американской машины командованием и техническими специалистами Красной армии.
Подробней о тернистом пути отечественных бронетранспортеров можно прочитать в публикации на нашем канале "Первые бронетранспортеры в Советской армии".
Были ли у "Скаута" недостатки? Конечно. И не мало. Одни бензобаки под сидением водителя и командира чего стоят. И проходимость вне дорог была очень условной. И как тягач он не очень.
Можно ли было обойтись без подобной техники в Красной Армии вообще? Можно было. На заключительном этапе войны в качестве бронетранспортера в передовых частях часто использовалась СУ-76М, имевшая к тому же заметно лучшую проходимость по бездорожью.
И все же высокая скорость движения по шоссе ( почти до 90 км/ч),мощное вооружение (один 12.7-мм крупнокалиберный пулемет и еще два калибра 7.62-мм), броня, защищающая от пуль и осколков (12.7 мм лоб, 6 мм борта) бронетранспортера М3А1 пришлись очень кстати в период проведения широкомасштабных наступательных операций Красной Армии, обеспечив разведчиков надежным и хорошо вооруженным средством передвижения.
"Скауты" (всего было поставлено 3034 единицы) направлялись прежде всего в разедроты танковых бригад , разведбаты корпусов и мотоциклетные полки армейского подчинения. Использовали их и для охраны штабов и в качестве командирских машин.
В одной публикации крайне сложно обсудить все вопросы поставок материалов и вооружения нашими союзниками по антигитлеровской коалиции, но данный пример во многом показателен в плане неуместности крайностей в оценках программы ленд-лиза.
В последующих материалах мы более подробно рассмотрим различные типы военной техники поставленные в СССР из США и Великобритании. их участие в боевых действиях, а также вопрос выплат СССР и "обратного ленд-лиза". Эта статья - предисловие. Продолжение (английские поставки) - см тут. Американские - тут.
Почитал первые комментарии и задумался. Не ожидал, что эта тема вызовет такой шквал ненависти. Ненависти к своей стране и ее Великой Победе. Вы же живете здесь или родом хотя бы отсюда. Тот безвестный танкист, сгоревший на Курской дуге, как и многие сотни и тысячи других дал вам шанс жить не унтерменшем, а Человеком, да просто дал шанс ЖИТЬ. Какая разница в каком танке он принял смерть - в Т-34 или в Стюарте? Подвиг его от этого не меркнет.
США не слали нам помощь "Христа ради". Эта страна делает лишь то, что выгодно ей. Да, эта помощь была ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ и по отдельным позициям превосходила собственный выпуск СССР. Отрицать это глупо. Но за эту помощь ЗАПЛАЧЕНО даже не долларами, а кровью наших солдат.
Люди, будьте людьми.