Первым оценивать сказки, притчи, басни и легенды, как метод воспитания, стал философ Карл Юнг. Он обратил внимание, что у народов мира, живущих далеко друг от друга, многие сказки имеют одинаковый сценарий. Современной сказкотерапии предшествовала деятельность американского психотерапевта Эрика Берна.
- Уже в начале 20 века он утверждал, что жизненный план формируется родителями у ребенка до 6-ти лет, а в «программировании» такого сценария сказочные рассказы занимают одну из ведущих позиций.
Детские сказки - это замечательный и ненавязчивый метод обучения и установки жизненных ценностей, способ раскрыть и стимулировать творческий потенциал. Они также помогают родителям и ребенку:
- справляться со страхами, снимать эмоциональное напряжение, настраиваться на позитивный лад;
- мягко корректировать поведение, в том числе агрессию или гиперактивность;
- учиться смотреть на жизненные ситуации со стороны;
- видеть разнообразие путей достижения цели;
- открывать в себе новые способности для решения поставленных задач;
- почувствовать уверенность в своих силах;
- повышать уровень самосознания и осознанности своих действий.
Маленькие дети иногда просят родителей читать им одну и ту же сказку по нескольку раз в течение месяца. Не отказывайте им в этом. Доказано, что многоразовое повторение понравившегося рассказа важный и необходимый для детей ритуал. Это помогает запомнить сделанные выводы, дает ощущение стабильности и порядка, позволяет повторно прочувствовать знакомые эмоции, снимает тревожность от неизвестности. Кроме этого, ребенок может идентифицировать себя с героем сказки.
Как подобрать сказочный рассказ?
Чтобы сказка стала психотерапевтической, ее основная метафора должна быть созвучной с проблемами и переживаниями ребенка. В подростковом возрасте дети подбирают себе сказочные истории интуитивно. Обычно это сказки-страшилки. Родителей не должно это пугать. Для такого возраста это нормально.
Правильно выбрать волшебный рассказ для малышей, дошкольников и младших школьников, поможет знание того, что или кто вызывает у них страх, и когда это происходит:
- в 2-3 года - ночь, темнота, животные;
- в 4 года - насекомые и, как ни странно, сказочные герои;
- в 5-6 лет - школа, пожар и природные катастрофы;
- в 7-8 лет - смерть (собственная, членов семьи, близких).
Обратите внимание, если психика ребенка не сможет справиться с этими проблемами в указанном возрасте, они не пройдут сами по себе. Эти страхи могут преследовать и дальше, а могут на время затаиться и уже возникнуть с новой силой в любом возрасте.
Правила написания психотерапевтической сказки
Дети часто просят родителей периодически отложить книгу в сторону и рассказать им вымышленную историю. Сегодня такие сказки имеют специальный термин - нарративные. А чтобы они стали одновременно и терапевтическими, старайтесь придерживаться таких правил.
История для самых маленьких должна быть короткой. Используйте простые предложения. Применяйте повторение слов, например, «тянут-потянут» или «катился, катился и докатился». В рассказе не должно быть много персонажей. Обычно ими становятся предметы или объекты, которых одухотворяют и наделяют волшебными свойствами, - Колобок, Теремок.
Для детей в возрасте 3-5 лет пишут сказки на бытовые темы. В качестве главного сказочного героя, который должен обязательно взаимодействовать с обычными людьми, выберите животное, известное ребенку, но наделите его волшебной силой, - Кот в сапогах, Золотая рыбка.
Для детей с 6 лет и старше уже нужны герои-дети - Нильс, Мальчик-с-пальчик, Золушка. Но сегодня вместо них часто используют супергероев...
Включают в сказку и страх, который отвечает возрастной категории, или проблему, которую нужно решить, например, отучить от привычки кусаться. Пусть главный персонаж борется с ними, обязательно побеждая их напоследок. Для этого в сказку для малышей вводят добрых помощников-друзей и силы природы. Сказочный герой для детей старше 4-5 лет должен сам преодолевать все преграды и страхи, благодаря своей смекалке, внутренней силе, смелости, храбрости и доброте.
Не забывайте наделять женские персонажи разными характерами и стилями поведения, где победительницей станет главная героиня - добрая, мягкая, послушная и трудолюбивая.
В комплексе со сказкотерапией можно применять и другие методы психокоррекции. Кроме совместного продолжения сказочной истории, это могут быть разыгрывания сценок сказки в лицах, ее постановка в домашнем кукольном театре, рисование понравившихся моментов, из которых потом можно сделать книгу. Это будет особенно полезно, если у ребенка есть дефекты речи.