Найти тему
Кактус Плакал.

Что умеет сказка?

Оглавление
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/11/09/45/book-2134779_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/11/09/45/book-2134779_960_720.jpg

Первым оценивать сказки, притчи, басни и легенды, как метод воспитания, стал философ Карл Юнг. Он обратил внимание, что у народов мира, живущих далеко друг от друга, многие сказки имеют одинаковый сценарий. Современной сказкотерапии предшествовала деятельность американского психотерапевта Эрика Берна.

  • Уже в начале 20 века он утверждал, что жизненный план формируется родителями у ребенка до 6-ти лет, а в «программировании» такого сценария сказочные рассказы занимают одну из ведущих позиций.

Детские сказки - это замечательный и ненавязчивый метод обучения и установки жизненных ценностей, способ раскрыть и стимулировать творческий потенциал. Они также помогают родителям и ребенку:

- справляться со страхами, снимать эмоциональное напряжение, настраиваться на позитивный лад;

- мягко корректировать поведение, в том числе агрессию или гиперактивность;

- учиться смотреть на жизненные ситуации со стороны;

- видеть разнообразие путей достижения цели;

- открывать в себе новые способности для решения поставленных задач;

- почувствовать уверенность в своих силах;

- повышать уровень самосознания и осознанности своих действий.

Маленькие дети иногда просят родителей читать им одну и ту же сказку по нескольку раз в течение месяца. Не отказывайте им в этом. Доказано, что многоразовое повторение понравившегося рассказа важный и необходимый для детей ритуал. Это помогает запомнить сделанные выводы, дает ощущение стабильности и порядка, позволяет повторно прочувствовать знакомые эмоции, снимает тревожность от неизвестности. Кроме этого, ребенок может идентифицировать себя с героем сказки.

Как подобрать сказочный рассказ?

Чтобы сказка стала психотерапевтической, ее основная метафора должна быть созвучной с проблемами и переживаниями ребенка. В подростковом возрасте дети подбирают себе сказочные истории интуитивно. Обычно это сказки-страшилки. Родителей не должно это пугать. Для такого возраста это нормально.

Правильно выбрать волшебный рассказ для малышей, дошкольников и младших школьников, поможет знание того, что или кто вызывает у них страх, и когда это происходит:

- в 2-3 года - ночь, темнота, животные;

- в 4 года - насекомые и, как ни странно, сказочные герои;

- в 5-6 лет - школа, пожар и природные катастрофы;

- в 7-8 лет - смерть (собственная, членов семьи, близких).

Обратите внимание, если психика ребенка не сможет справиться с этими проблемами в указанном возрасте, они не пройдут сами по себе. Эти страхи могут преследовать и дальше, а могут на время затаиться и уже возникнуть с новой силой в любом возрасте.

Правила написания психотерапевтической сказки

Дети часто просят родителей периодически отложить книгу в сторону и рассказать им вымышленную историю. Сегодня такие сказки имеют специальный термин - нарративные. А чтобы они стали одновременно и терапевтическими, старайтесь придерживаться таких правил.

История для самых маленьких должна быть короткой. Используйте простые предложения. Применяйте повторение слов, например, «тянут-потянут» или «катился, катился и докатился». В рассказе не должно быть много персонажей. Обычно ими становятся предметы или объекты, которых одухотворяют и наделяют волшебными свойствами, - Колобок, Теремок.

Для детей в возрасте 3-5 лет пишут сказки на бытовые темы. В качестве главного сказочного героя, который должен обязательно взаимодействовать с обычными людьми, выберите животное, известное ребенку, но наделите его волшебной силой, - Кот в сапогах, Золотая рыбка.

Для детей с 6 лет и старше уже нужны герои-дети - Нильс, Мальчик-с-пальчик, Золушка. Но сегодня вместо них часто используют супергероев...

Включают в сказку и страх, который отвечает возрастной категории, или проблему, которую нужно решить, например, отучить от привычки кусаться. Пусть главный персонаж борется с ними, обязательно побеждая их напоследок. Для этого в сказку для малышей вводят добрых помощников-друзей и силы природы. Сказочный герой для детей старше 4-5 лет должен сам преодолевать все преграды и страхи, благодаря своей смекалке, внутренней силе, смелости, храбрости и доброте.

Не забывайте наделять женские персонажи разными характерами и стилями поведения, где победительницей станет главная героиня - добрая, мягкая, послушная и трудолюбивая.

В комплексе со сказкотерапией можно применять и другие методы психокоррекции. Кроме совместного продолжения сказочной истории, это могут быть разыгрывания сценок сказки в лицах, ее постановка в домашнем кукольном театре, рисование понравившихся моментов, из которых потом можно сделать книгу. Это будет особенно полезно, если у ребенка есть дефекты речи.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/11/19/02/20/fantasy-2961723_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/11/19/02/20/fantasy-2961723_960_720.jpg

Хотите понять, что происходит с взрослеющим ребенком? Попросите его сочинить сказочную историю лично для вас. В ней будут зашифрованы не только его оценки отношений в семье и действий родителей относительно него, но и его одномоментные проблемы, страхи, ожидания. Если у вас не получится разгадать тайный смысл сказки самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за его трактовкой к детскому психологу.