Петербург - город мостов. Каждый из них своеобразная архитектурная жемчужина. И у одной из них накануне был юбилей. Так, 13 октября Литейному мосту исполнилось 140 лет. Построен он был в 1879 году. В честь праздника мы собрали для вас его полную историю и несколько интересных фактов.
История
Александровский мост - так переправу назвали при открытии в 1849 году, но это имя просуществовало только до 1917 года. Современное название мост получил из-за близкого расположения к Литейному дворцу, который располагался на левом берегу реки.
У Литейного моста совсем не простая история. Переправа на его месте существовала еще до основания Петербурга. Она располагалась на пути из России в Швецию. Только в 1849 году на это место был перенесен Воскресенский мост, построенный в 1786 году в створе Воскресенского проспекта. После переноса переправы ей присвоили имя «Литейного моста». Начало возведения постоянного моста началось в 1875 году.
Интересно, что с 1875 года конструкцию существующего наплавного Литейного моста перенесли к Воскресенскому проспекту и снова переименовали в Воскресенский мост. После постромки постоянной конструкции Литейного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.
Причиной постройки постоянной переправы стала авария на мосту в 1865 году. Тогда мост повредил сильный апрельский ледоход. Первые проекты нового сооружения создала фирма «Пущин и К» во главе с инженером Кербедзом и английскими инженерами Ланкастером и Берге. Из-за сложности работ и очень большой ответственности в апреле 1871 года городская Дума объявила открытый конкурс на проект Литейного моста.
Всего на конкурс было представлено 17 проектов. Первую премию присудили английской фирме за проект арочного четырехпролетного моста с двумя разводными частями у обоих берегов Невы под девизом «Вестминстер». Вторая премия была присуждена инженеру Ордиху, третья — фирме «Пущин и К».
26 октября 1873 года Дума вынесла решение выдать премии авторам проектов и приступить к строительству моста по проекту «Вестминстер».
Мост заложили 30 августа 1875 года. После чего начались сложности. Строители столкнулись с большими трудностями при сооружении опор. В районе моста Нева достигает максимальной глубины — 24 метра, поэтому подводные работы были сопряжены с катастрофами. При установлении опор на дне была найдена затонувшая баржа, что сильно помещало строительству.
Кроме того, за время возведения моста произошло две трагедии, в которых погибли люди. Случившиеся катастрофы на несколько лет задержали строительство и вызвали дополнительные расходы. Мост был закончен 30 сентября 1879 года.
Интересные факты:
- Литейный мост стал одним из инженерных сооружений, при строительстве которого были применены новшества, не встречавшиеся до того времени.
- Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством.
- Со сцены самоубийства Лопухова (мужа Веры Павловны) на Литейном мосту начинается роман Чернышеского «Что делать? » (1863).
- Является вторым постоянным мостом через Неву. Первым стал Благовещенский. Соединяет центральную часть города с Выборгской стороной.
- Не мало важно, что этот мост построен над самым глубоким местом в Неве, где уровень глубины может достигать 24 метров.