Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — традиционно праздник Русской Православной Церкви.
Установлен он был по инициативе св.Князя Андрея Боголюбского, в память о победе его войска над волжскими болгарами. Князь перед боем молился перед Владимирской иконой Божией Матери, и свою победу он рассматривал как покровительство Богородицы.
В идее праздника был вложен сюжет взятый из жития блаженного Андрея Христа ради юродивого.
Есть несколько вариантов жития (жизнеописания) блаженного Андрея, в одном упоминаются подошедшие к Константинополю сарацины (обычно под сарацинами подразумевались изначально арабы, позднее мусульмане в целом). В другом — некие Варвары.
Дата событий тоже не однозначна в одних вариантах это V в., другие говорят о начале X в.
Но основной сюжет повествования заключается в том, что блаженному Андрею, молившемуся с собравшимися в храме, было видение, в одном варианте Божья Матерь простирала Свой Покров над городом, в другом — над молящимися в храме. После этого город был избавлен чудесным образом. В варианте с варварами, налетела буря и разметала флот осаждавших.
Само житие юродивого Андрея было написано в конце X в., и историческая ценность этого произведения весьма относительна. Его можно отнести к популярным в средние века "духовным романам".
Но ценность этого повествования в народном сознании, имел, да и имеет сам образ Небесного заступничества Божией Матери. А не историческая достоверность описываемых событий.
В житиях святых можно встретить много чудес, но практически не одно из них не переросло в столь почитаемый праздник как Покров. Уже в XII в. в честь этого события строится на Руси Первый Покровский храм Покрова на Нерли, заложен он был по инициативе всё того же св. Князя Андрея Боголюбского.
На данный момент около 8% храмов РПЦ освящены в честь этого события.
Но почему же это событие нашло такой горячий отклик только на Руси? Вероятно благодаря стараниям благоверного князя Андрея Боголюбского. К тому же идея заступничества Божией Матери, была привлекательна не только для князей, но и для простого народа. Если первые искали Помощи и покровительства в военных кампаниях и политических делах, то простой народ нуждался в заступлении в ещё большем количестве трудностей.
Людям хотелось верить в то, что среди своих бед и трудностей они смогут найти защиту у Божией Матери, к которой на Руси изначально было очень большое почтение.
Со временем этот праздник стал неотъемлемым от сознания народа, обосновался в топононимомах. Покров, Покровка и прочие образованные от названия этого праздника названия населённых пунктов можно встретить и в России, Украине, Беларуси и Казахстане.