Найти тему
Себе на уме

Джокер (2019). Большой обман или шутка? Теория

Мое мнение о событиях фильма.

Внимание. В тексте будут спойлеры к сюжету фильма. Если вы его еще не смотрели и не хотите словить детали, лучше дальше не читать.

Мое мнение по самому фильму здесь.

А тут хотелось бы высказать теорию по поводу происходящего в "Джокере".

Что есть реальность, где на самом деле фантазия. И почему создатели фильма нас всех обманули.

Итак.

Главный обман фильма в том, что мы не видим, как появился Джокер, из-за чего Артур Флек стал таким. Неожиданно? Сейчас докажу.

Как нам известно, Артур до начала событий фильма, лежал в психиатрической лечебнице.

И в коротком флэшбэке мы видим, что его больница была белоснежной. Словно новенькая.

Но вот, как она выглядит примерно в середине фильма, когда Артур является туда за документами матери.

Кадр из трейлера "Джокер"
Кадр из трейлера "Джокер"

И опять но. Эта же больница (а мы знаем, что в Готэме психиатрическая больница всего одна) она вновь белая, идеальная. Словно новая.

Словно в городе не было кризиса. Еще не было.

Подобная белизна и чистота в сравнении с желтой грязью наталкивает на мысль, что финальная сцена фильма с заявлением "Я придумал шутку" - это тоже флэшбек персонажа.

То есть тот момент, когда он до начала событий фильма лечился в психиатрической больнице. И когда он придумал шутку, которую не поймет врач. Когда Джокер родился на свет.

Выход героя из кабинета, кровавые следы, которые он оставляет - на мой взгляд намек на то, что из кабинета выходил не Артур, а Джокер. Жирный такой намек.

Стоит ли верить, что городская больница, которая испытывает кризис финансирования, может позволить себе сделать косметический ремонт, заменяя жуткую старую желтую плитку на непрактичную белую? Не думаю. В этом нет логике.

Так что финальная сцена может быть вполне себе воспоминанием Артура о том, в какой момент родился Джокер.

Под эту идею идеально подходит остальной сюжет "Джокера".

Кадр из фильма "Джокер"
Кадр из фильма "Джокер"

Артур знает о том, что в нем живет вторая личность, которая жаждет править и убивать. И для Артура невероятно важно держать ее под контролем - он просить у врача выписать ему больше лекарств. Он говорит о том, что его мысли исключительно негативные, говорит, что ему нужно в больницу. Но его не слышат.

Артур избегает насилия, понимая собственную склонность к нему. Он даже не пытается сопротивляться при нападениях. Он не пытается наладить контакт с окружающими - вероятно, видит в этом угрозу. Зато находит себе безобидную работу, которая должна дарить только свет и радость, а не насилие, как того хочет вторая половина души - Джокер.

Смех Джокера

кадр из фильма "Джокер"
кадр из фильма "Джокер"

Его смех - вряд ли болезнь. Скорее всего это прорывы безумного клоуна, который недоволен тем, что Артур даже в автобусе не в состоянии ответить на грубость.

Посмотрите - каждый раз, во время смеха, Артур пытается себя задушить. "Убить" вторую личность, которая пытается перехватить контроль. Не прячется, не складывается пополам, не уходит, лишь бы на него не смотрели - варианты-то действительно есть, но каждый приступ смеха неизбежно сопровождаются только попыткой себя придушить.

О существовании второй личности знает мать Артура.

Иначе отчего женщина, стоило ее сыну лишь немного разбушеваться - в страхе бежит запираться в ванной, да с такой прытью, словно давно отработала этот маршрут? Тогда понятно и ее исключительно доброжелательное поведение - это способ выжить рядом с тем, кто готов убивать. Не знай мать о второй половине Артура, она бы не боялась его - ведь сам Артур личность исключительно мягкая и нежная, особенно в отношении своей родительницы.

Нам говорят, что эта самая женщина жестоко обращалась со своим ребенком в детстве. Крайне жестоко. И тем не менее сейчас, без каких-либо лекарств, женщина способна только лепетать перед сыном, лишь бы угодить, лишь бы не разбудить Джокера.

Кадр из фильма "Джокер". Посмотрите на взгляд матери  и на то отвращение, которое она испытывает к ребенку, хотя вынуждена улыбаться и быть тихой мышкой рядом с сыном
Кадр из фильма "Джокер". Посмотрите на взгляд матери и на то отвращение, которое она испытывает к ребенку, хотя вынуждена улыбаться и быть тихой мышкой рядом с сыном

И все-таки Джокер берет контроль в свои руки

Артур не в состоянии ответить на вопрос, зачем он взял пистолет в больницу. Может, потому что пистолет взял Джокер?

Вопрос о пистолете звучит за фильм несколько раз. Можно подумать, что в первый раз Артур не находит что сказать, но потом же он мог придумать ответ на этот вопрос? Когда его спрашивают снова и снова.

Но Артур не знает. Он пистолета не брал.

И не он стрелял в метро.

кадр из фильма "Джокер"
кадр из фильма "Джокер"

После потери работы Артур находится в подавленном состоянии, и не может контролировать Джокера. Поэтому возникает приступ смеха - прорыв злой половинки.

Артур при нападении стандартно ведет себя - избегает насилия. Пытается показать карточку, падает на землю, чтобы не сопротивляться. Джокер не такой - он начинает отпинываться (Артур даже не словах не в состоянии противостоять кому-либо), он хватает пистолет и начинает стрельбу (Артур то ли опять забыл про пистолет, то ли специально не берет его, лишь бы не навредить).

Финал сцены - победный танец Джокера, который, наконец, дорвался до управления. С этого момента Артур все меньше и меньше контролирует собственное тело, Джокер же все больше захватывает власть.

Это фантазии Джокера - переспать с соседкой (у которой такой же типаж, что и у его лечащего врача в больнице в финале. и соц.работницы ), ведь для таких людей типична привязка к одному типажу женщин. а Джокер по комиксам известен своей связью с врачом-психиатром. Да и в тот момент Джокер был "у руля".

Ведь для Артура предел мечтаний - свидание, поддержка в больницы, в его фантазиях нет никакой близости, кроме держаться за руки.Меняются руки, которыми он пишет - Артур правша, Джокер левша. Джокер - внутренний стержень Артура, который дает ему толчки: отними карту у мед.брата, выйди на сцену, поговори с Уэйном. Артур, как ведомый, следует этому маршруту, не понимая, что его собственная вторая личность его же и подавляет. Каждое это решение приведет к уничтожению Артура, и единоличном воцарении Джокера.

Большая шутка Артура

кадр из фильма "Джокер"
кадр из фильма "Джокер"

В фильме показано, как Артур/Джокер пишет свои шутки. У него нет текста, есть идеи, зарисовки и надписи "шутки про... это смешно". Так что шутку, что он придумал, будучи в больнице - он не расписывал детально. Лишь вообразил детали - шокировать. Шокировать насилием, чтобы о нем узнали все (вполне себе нередкая фантазия у людей с проблемной психикой и жаждой внимания). И Артур/Джокер в фильме воплощает давно задуманную шутку в жизнь.

Однако Джокер не мог представить себе, каких масштабов способен достигнуть. Ведь он не предполагал и не подстраивал события таким образом, что убийство в метро даст толчок к общественным волнениям.

Его изначальная цель - шокировать. И этот шок он видел в публичном самоубийстве. Скорее всего выбор для этого любимого шоу Артура - последний плевок в сторону ненавистного слабака, а не "начальный" план из "Я придумал шутку",

Только на шоу все идет не так, как себе воображал Джокер. Он больше не видит смысла умирать самому, ведь его действия уже начали волнения. Его случайный жест в вагоне привел к массовой драке и начало хаоса.

Клоун нашел свое истинное призвание и доводит дело до конца. Он шокирует и становится культом. "Шутка" удалась. И окончательно определился путь будущего злодея комиксов.

Таким образом, если теория верна - создатели фильма обманули всех зрителей. Ведь "рождение" Джокера на самом деле осталось за кадром. И все что происходит в фильме, все это насилие и жестокость общества, не то, что сформировало Джокера на самом деле. Нам лишь показывают бессильную борьбу Артура с собственной второй личностью. И эта борьба была бы проиграна в любом случае, ведь Джокер просто сильнее Артура. В этом раскладе общество несет совершенно иную ответственность в формировании Джокера - не насилие породило сумасшедшего клоуна-убийцу, а одобрение этого насилия. Не поддержи толпа убийства неугодных Джокером, не возведи они клоуна в герои, Джокер бы пришел на шоу и исполнил свой отрепетированный номер (мы знаем какой). Это была бы трагедия одного конкретного человека, о которой бы забыли через неделю .

Но в фильме общество возвело отчужденного безумца не пьедестал, подсказав - что так и надо, продолжай, ты нам нужен. И он остался. Что стало трагедией уже не локальной, а глобальной (ведь по комиксам террор в Готэме будет сохраняться очень и очень долго, светлого будущего у города никогда не было)

А вы как думаете?