Найти тему

Фильм, от которого невозможно отказаться

С самых первых нот мелодии, которая звучит, когда экран ещё тёмный, ты понимаешь, что сейчас будет не просто фильм, а Явление. Так и есть.

Каким образом 32-х летний Френсис Форд Коппола сумел снять «Крёстного отца», загадка до сих пор. Потому что получился фильм, не просто побивший все возможные рекорды, но навсегда ставший частью культуры второй половины 20 века.

Молодой Коппола пришёл к Марлону Брандо, человеку известному не только своей игрой в кино, но и тяжелым характером, пристрастием к алкоголю, и стал уговаривать его сыграть Крёстного отца – дона Вито Корлеоне.

Они сидели в ресторане, Брандо молча слушал толстого, кудрявого парня в очках, а потом неожиданно начал запихивать за щёки бумажные салфетки.

На вопрос поражённого Копполы, что он делает, Брандо пояснил, что он уже работает над образом главаря мафии.

Который, благодаря салфеткам за щеками, ставшими на съёмках фильма специальной каппой, приобрёл страшные брыла, придававшие его лицу безжалостное выражение и утяжелявшие нижнюю челюсть. Ещё Брандо добавил Крёстному тихий сиплый голос, от которого стынет в жилах кровь…

Но не все так прониклись сагой о мафии. Когда автора романа о Крёстном отце, Марию Пьюзо, представили Фрэнку Синатре, тот кинулся с кулаками на писателя. Синатра полагал, что послужил прообразом певца Джонни Фонтейна…

У дона Корлеоне был свой прототип. Считается, что им стал глава мафиозного клана – дон Вито Дженовезе. А в 2011 году, почти через сорок лет после выхода фильма, жена одного из продюсеров призналась, что окончательный вариант сценария вышел после одобрения босса мафии дона Буфалино…

Вообще, «Крёстный отец» - это фильм о семейных ценностях. О верности, о чести. О любви. О том настоящем и неуловимом, что связывает людей.

Кем бы они ни были – мафиози или пекарями, сицилийцами или ирландцами. «Крёстный отец» - это просто гимн семейным ценностям. «Мужчина, который не проводит время со своей семьей, никогда не станет настоящим мужчиной» - говорит дон Корлеоне.

А ещё, «Крёстный отец» настолько «сочно» снят, что порой герои ничего не говорят, а камера просто скользит по лицам, костюмам, машинам, и даже музыка не играет. Но всё показано точно до мелочей.

Да, ещё музыка.

Мелодию из «Крёстного отца», которую написал Нино Рота, до сих пор узнают с первых звуков. Но «Оскара» композитору не дали – он переработал музыку из своего старого фильма 1958 года.

«Крёстного отца» снимали всего 4 месяца, летом 1971 года, потратив 6 миллионов долларов. В прокате «Крёстный отец» собрал 268,5 миллионов…

Надо сказать, что Коппола обладает каким-то запредельным чутьем. Не только на успех, но и на то, как правильно снимать фильмы.

Поэтому, он понимал, что побеждает тот, кто ломает шаблоны. Вот как должен выглядеть гангстерский боевик? Как фильм с безжалостными бандитами и опасными красотками? Или как детектив, во главе которого полицейский, преданный своему делу? Возможно.

А Коппола снял семейную сагу, историю семьи Корлеоне, показав, в первую очередь людей, а уже потом преступников. «Да и преступников ли?» - как будто провоцирует нас режиссёр, показав в самом начале фильма эпизод с гробовщиком Бонасерой, который хотел справедливости от американского правосудия, а получил его в итоге от Крёстного отца.

Или когда дон Корлеоне отказывается участвовать в торговле наркотиками и убеждает в этом других донов.

И это ещё одна центральная идея – справедливость. Которую воплощает Крёстный отец дон Корлеоне.

А ещё, он – гениальный переговорщик. Человек, который показал, как надо вести себя в сложной обстановке, добиваться своего в разговоре с трудными оппонентами…

Крёстный отец – это такая подсознательная мечта многих людей, оставшихся без отцов после войны.

А ещё, выбравших дона Корлеоне образцом для подражания. Каким-то образом, это почувствовал автор романа – Марио Пьюзо, а потом и Коппола.

И, всё-таки, Крёстный отец – страшный глава мафиозного клана, который ведёт войны, безжалостно убивая тех, кто стоит у него на пути. Потому что Дон Корлеоне руководит своим «государством в государстве».

И у него свои «сицилийские» законы, где такие понятия, как «вендетта» или «омерта» - закон молчания – соблюдаются неукоснительно.

Если посмотреть все три части фильма, станет видно, как будут меняться герои.

Начиная с главного – Майкла Корлеоне, который поначалу не хотел иметь ничего общего с мафиозным бизнесом семьи, а потом сам стал Крёстным отцом.

Поэтому «Крёстный отец» это ещё и фильм про власть.

Про то, как она меняет людей, меняет их сознание и восприятие действительности, отчего гибнут близкие, гибнут все, кто рядом.

И всё равно, включая фильм, в сотый раз глядя, как Дон Вито Корлеоне беседует с «Турком» Солоццо, как Джек Вольц просыпается с отрезанной конской головой в своей постели, как Майкл охраняет в больнице раненого отца, думается, как 32-х летний парень снял величайший гангстерский фильм всех времён?

Всегда рядом,

Ваша коллегия адвокатов "Бриффит"