Найти тему
ART FLASH Magazine

Живопись в кино: неожиданная слабость Джокера

Разбираемся, что способно растопить сердце одного из самых жестоких кинозлодеев.

Многие маньяки и психопаты, когда-либо представленные в культуре, питали нездоровую страсть к разного рода искусству. Например, хладнокровный убийца Ганнибал Лектер, с замиранием сердца внемлющий музыке Баха, или главный герой «Заводного апельсина» Алекс, до дыр заслушавший Моцарта. Их струны души не отзывались на мольбы о пощаде, но резонировали от звуков виолончели. Так и безумный персонаж вселенной DC Джокер неравнодушен к изящным искусствам.

30 лет назад в фильме Тима Бёртона, возродившем историю о Бэтмене, роль суперзлодея исполнил Джек Николсон. Его Джокер показан высокомерным интеллектуалом, отличающимся безукоризненным вкусом и специфичным пониманием прекрасного. Это находит отражение в одной крайне запоминающейся сцене.

Отравив газом посетителей музея искусств Готэма, Джокер вместе со своими прислужниками устраивает сеанс вандализма под заводную песню Принца Partyman. По его мнению, они не порочили произведения искусства, а дополняли их, делая только лучше. Жертвами рук беспощадной банды стали великие полотна: «Розовое и голубое» Пьера Огюста Ренуара, «Портрет Джорджа Вашингтона» Гилберта Стюарта, «Две балерины на сцене» Эдгара Дега. Особенно досталось Рембрандту: шайка не пощадила целых две его работы — «Синдики» и «Автопортрет в возрасте 63-х лет». Кроме перечисленных полотен на стенах мы видим нежную «Женщину, держащую весы» Яна Вермеера, монументальный «Дух 76-го» Арчибальда М. Уилларда и «Голубого мальчика» Томаса Гейнсборо. В след портрету Линкольна Джокер бросает «Побрейте его!», а с картиной Эдварда Хоппера «Приближаясь к городу» вытворяет вопиющее: «Jocker was here» — оставляет злодей на полотне.

Но что же происходит, когда один из хулиганов поднимает кинжал, намереваясь разрезать картину Фрэнсиса Бэкона «Фигура с мясом»? Джокер останавливает его со словами: «Подожди. Она мне нравится». Интересный выбор, в полной мере отражающий нутро персонажа. Ему не жаль воздушных полотен кисти Дега, не жаль и гениального Рембрандта, но мрачный, наполненный криком и страданием мир Бэкона потревожить он не смеет. Тонкое и очень точное наблюдение авторов фильма.

В дальнейшем Кристофер Нолан, снявший трилогию о Тёмном рыцаре с Кристианом Бейлом, также обратился к творчеству Бэкона в процессе создания Джокера Хита Леджера. Опираясь на демонические рисунки художника, он разработал по-настоящему устрашающий и в то же время реалистичный образ маньяка-психопата, ставший культовым в истории кино.

Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»
Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»

Читайте также:

«Джокер»: 6 фактов о главной кинопремьере октября, которых вы могли не знать

3 главные причины посмотреть новый фильм Дэнни Бойла Yesterday