Все игры детей можно разделить на неподвижные и подвижные.
При первых играх дети находятся на одном месте: они играют сидя за столом или на полу. При вторых играх дети перемещаются, бегают, прыгают, одним словом – находятся в более или менее сильном движении.
Подвижные игры более согласны с подвижной натурой детей и полезнее им в гигиеническом отношении. Но детский организм не может долго находиться в движении, ему нужно время для отдыха и более спокойного состояния. Следовательно, не нужно все время играть только в подвижные игры. Лучше всего, когда дети имеют возможность чередовать подвижные игры с неподвижными. Дети сами, согласно своему организму, останавливаются то на тех, то на других играх; организм детей требует движения, и они охотно устраивают подвижные игры, организм устал, не побуждает к движению – и они охотно сосредотачиваются на неподвижных играх.
Содержание для игры дает окружающая действительность. Впечатления, воспринятые из действительности, воспроизводятся и комбинируются при создании игры. Внешним же знаком, вызывающем представление при игре, служат игрушки.
Игрушки, таким образом, служат символом, изображением имеющихся в душе ребенка представлений.
Игрушка не всегда принимается в глазах ребенка то значение, который имел ввиду производитель ее. Часто ребенок придает ей совершенно другое значение. Это бывает особенно тогда, когда игрушки изображают предметы неизвестные или мало интересные ребенку. Служа символом, изображение представлений, находящихся в душе детей, игрушки, конечно имеют некоторое влияние на характер игр. Вызывая соответственные представления, игрушки тем самым дают направление игре.
Какие же условия должны удовлетворять игрушки, чтобы могли считаться целесообразными?
Так как игры зависят главным образом от тех представлений, которые всплывают у ребенка во время игры, то понятно, что лучшими игрушками можно считать те, которые дают возможность ребенку проявлять самодеятельность, которые не ставят его в более тесные рамки. В этом отношении фребелевские кубики и кирпичики имеют некоторое значение, так как из них ребенок может построить все, что хочет, - стол, и стул, и комод, и шкаф и т.д.
Жан Поль Рихтер говорил, что лучшей игрушкой для ребенка служит куча песка, так как из него он может устроить сад и огород, и сам, насадивши много овощей и деревьев с помощью палочек и веточек, может устроить и загон для скота, и город, с его улицами и площадями и т.д. обыкновенная палка часто бывает очень занимательной для ребенка игрушкой, так как она может служить у него то лошадью, то веслом, которым он управляет при своей мнимой езде на лодке, то ружьем, которым он выделывает те приемы, которые выделывают солдаты на параде, то саблей, которую от прицепит к себе на боку.
Совершенно законченные игрушки, они не подходят для игры ребенку, она нужна только для того, чтобы поставить ее на стол и смотреть на нее. Они мало годятся для детских игр. Мало годятся и такие игрушки, которые изображают предметы, неизвестные детям. Такие игрушки, конечно, не могут вызвать в душе ребенка соответственные представления.
Так, например, если ребенку, который не видел движения поезда по железной дороге, дать игрушечный локомотив с прицепленными к нему вагонами, то он не сумеет надлежащим образом играть этой игрушкой. Он вагоны и сам локомотив превратить я ящики для складывания игрушек ли мелких вещей, или же, принявши их за кареты, прицепит к ним своих игрушечных лошадок.
Так как количество представлений ребенка находится в зависимости от возраста его, то и игрушки должны соответствовать возрасту детей. Игрушка, совершенно пригодная для пяти-, шестилетнего ребенка, может быть непригодной для двухлетнего ребенка и наоборот.
Полезно бывает, когда игрушки соответствуют и индивидуальным особенностям ребенка. Такие игрушки преимущественно способны доставить ему удовольствие.
Игрушка наводит детей, как уже было сказано, на игры. Игры же бывают как такие, которые полезны детям, так и такие, которые вредно влияют на них. Само собой разумеется, что целесообразнее подбирать такие игрушки, которые вызывали бы в детях полезные игры. К таким относятся, например, те игрушки, которые вызывают в них (в детях) представления о различных явлениях трудовой деятельности, деятельности жизни, а так же те игрушки, играя которыми дети могут приобретать некоторые хорошие навыки и могут совершенствоваться в своем душевном и физическом развитии.
Игрушки, могущие вредно влиять на эстетическое развитие детей, само собой разумеется, не целесообразны. Между тем в действительности приходится иногда видеть, что первой игрушкой ребенка становится какая- нибудь изуродованная фигура. Кому не приходилось видеть первые детские игрушки – невероятно чудовищные карикатуры на действительность? Человек, например, изображен с огромным горбом спереди и сзади, со ртом до ушей, с носом, чуть ли не до подбородка и с огромными ушами или квадратными глазами. Понятно, какой след может оставить в душе ребенка такая игрушка!