С даты той страшной трагедии прошло уже больше 5 лет, и для тех, кого она не коснулась, это уже полузабытая история. Но для тех людей, кто в ней пострадал, эта авария навсегда останется в памяти.
Я заинтересовался этой темой после рассказов своего соседа по даче - он был в третьем вагоне того поезда и попал в больницу с переломом руки. Сосед рассказывал о каких-то людях из метрополитена, которые ездили по больницам и раздавали пострадавшим деньги. Рассказы были интересные, но этим все и ограничилось.
Через пару лет совершенно случайно я познакомился с бывшей сотрудницей метрополитена, которая участвовала в работе с пострадавшими пассажирами. То, что она говорила, позволило взглянуть на ту ситуацию с другой стороны.
Был еще журналист, который знал ситуацию изнутри, его рассказы я тоже здесь приведу.
Не буду много писать про саму аварию, все достаточно подробно изложено в той же Википедии, кому интересно, тот найдет. Ограничусь только вопросом денег - как, сколько и за что получали пострадавшие пассажиры.
Тем не менее, несколько слов об аварии.
Авария произошла в 8.39 утра 15 июля 2014 года в перегоне тоннеля между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" Арбатско-Покровской линии. Три передних вагона поезда "Русич" на скорости примерно 70 км/час на развилке путей сошли с рельс и столкнулись с тюбингом (элемент ж/б конструкции тоннеля).
Уже через полчаса журналисты начали обрывать телефоны руководителя Московского метрополитена Ивана Беседина. Однако, в этот день рано утром Беседин улетел в отпуск в Италию. Журналисты дозванивались до секретаря Беседина, которая, как бы это помягче выразиться, игнорировала их жажду общения.
Скандал по поводу отсутствия Беседина разрастался, так, на вопрос журналистов "Что следует сделать с таким руководителем метрополитена, который во время страшнейшей аварии решил отдохнуть?", Владимир Вольфович Жириновский высказался в свойственной ему манере (точно не помню, но что-то совсем негуманное).
В общем, вечером того же дня Беседин вернулся в Москву. В аэропорту его уже ждали журналисты.
Состоялось заседание Правительства Москвы, на котором руководству Московского метрополитена порекомендовали срочно решить вопрос с пострадавшими, которых на тот момент было уже больше двух сотен.
Каким образом решить? Да просто раздать всем пострадавшим деньги, по миллиону рублей на человека.
И вот здесь юридическая служба Московского метрополитена оказалась не вполне на высоте. Почему-то никто не обратил внимания то, что возмещение пострадавшим пассажирам должно осуществляться не в произвольном размере, а в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ.
Комментарий 1: в соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" от 14.06.2012 N 67-ФЗ метрополитен за свой счет обязан возмещать вред, причиненный пассажирам при аварии.
Комментарий 2: размер вреда, причиненного здоровью, определяется исходя из нормативов, утвержденных Правительством РФ, а именно - Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. N 1164 "Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего".
Другими словами, размер возмещения вреда здоровью зависит от конкретных травм, причиненных пассажиру.
Возможно, юристы метрополитена и знали про этот закон, но их торопило руководство, не знаю ...
В общем, руководство метрополитена сформировало 3 или 4 группы для поездок по больницам и раздачи денег. В состав этих групп, как правило, входили:
- представитель метрополитена (носитель чемоданчика с деньгами)
- два психолога метрополитена
- два полицейских из УВД на Московском метрополитене
- представитель Национального союза страховщиков ответственности, который помогал оформлять документы.
Поездки по больницам продолжались с раннего утра и до 23-24 часов. С точки зрения больных, которым не спалось, зрелище выглядело достаточно сюрреалистичным:
Полночь. В коридоре больницы мерцают тусклые лампы дежурного освещения. По коридору движется человек в костюме с серьезным лицом и чемоданчиком, за ним два автоматчика, дальше свита.
Группа заходит в палату (или вызывает больного в кабинет врача), дальше представитель метрополитена обращается к больному (т.е. пострадавшему пассажиру) со следующей прочувственной речью - так мол и так, руководство Московского метрополитена приносит свои извинения за произошедшую аварию и причиненный Вам вред и предлагает в качестве возмещения вреда один миллион рублей.
Люди реагировали по одному из трех вариантов:
1. О, здорово! И наличными можно? Давайте, кладите сюда.
2. Нет, наличными не надо, а то вдруг украдут. Переведите лучше на карту, вот реквизиты.
3. Я не знаю, что вы задумали, но это явное мошенничество. Я ничего у вас не возьму!
За день одной группе удавалось посетить, как правило, 3-4 больницы.
Аттракцион невиданной щедрости продолжался в течение 2-х недель, потом поступила команда поездки прекратить.
Примерно в конце июля в фойе здания администрации Московского метрополитена (левая пристройка на фото) был оборудован временный пункт по приему заявлений пострадавших.
Временными перегородками была отделена часть фойе. Там стояло 2-3 стола, на которых лежали образцы заявлений и пустые бланки. К этому моменту службы метрополитена приняли решение вернуться в рамки упомянутого выше Федерального закона № 67-ФЗ и платить пострадавшим не абы сколько, а в точном соответствии с требованиями упомянутого выше документа и Постановления Правительства № 1164. Для примера:
- перелом руки = 140 т.р.
- перелом большой берцовой кости = 240 т.р.
- перелом ребра == 40 т.р.
- смерть = 2.025 млн. руб.
Сам факт того, что человек пострадал при этой аварии, подтверждался либо наличием его в особом списке Департамента здравоохранения г. Москвы, либо выданным ему постановлением о том, что он является потерпевшим при аварии (выдавал следователь).
Ну а конкретные травмы были указаны в медицинских документах.
И вот, в один из дней, в фойе зашел мужчина с перевязанной рукой. В списках департамента он был. Приветливая девушка от страховщиков помогает ему заполнить заявление. Человек интересуется, сколько он получит. Ответ - 140 тыс. руб (см. выше, перелом лучевой кости).
Человек краснеет, заикается и задает вопрос - почему столько? Ему показывают Постановление Правительства № 1164. Человек начинает орать - а почему остальным заплатили по миллиону!? У них вообще были одни синяки. Чем он хуже?
Сотрудники метрополитена начинают разбираться в ситуации и, неожиданно, обнаруживают следующее.
Не все, кто были в больницах,получили по своему миллиону. Причины были разные. Кто-то был на процедурах. Кто-то лежал в коме. В каких-то больницах был карантин, и туда не пустили группу метрополитена по раздаче денег.
Ну а с одним мужчиной ситуация вообще напоминала дурной анекдот. В палате больницы было четверо пострадавших пассажиров. Один из них решил выйти на улицу, купить сигарет. Там с кем-то заболтался. Во время его отсутствия в палату зашли сотрудники метрополитена, быстренько выдали по миллиону трем оставшимся пациентам и укатили в другую больницу. Мужчина вернулся в палату и застал своих соратников по несчастью распихивающими пачки денег по тумбочкам. Когда он узнал, что лишился миллиона, пагубность курения стала для него очевидной.
Назревал скандал. Руководство метрополитена собирает экстренное совещание с кодовым наименованием "Кто достоин миллиона?". Принимается решение, что миллиона достоин лишь тот пострадавший пассажир, кто:
а) был доставлен в больницу на машине скорой помощи с места аварии;
б) переночевал в больнице хотя бы одну ночь.
Соответственно, все те герои капиталистического труда, которые отказывались от госпитализации со словами "Да у меня ключи от бытовки, а как Петрович дрель заберет?", все те любители домашних животных, кто выпрыгивал из скорых с криками "А кто кошку будет кормить два дня?", все они получили ровно то, что заслуживали по Федеральному закону № 67-ФЗ и Постановлению Правительства № 1164 - как правило, несколько десятков, редко когда до двухсот тысяч рублей.
Зато те, кто спокойно уезжал на скорой, кто оставался в больнице - все они получили по миллиону рублей.
Пункт приема заявлений пострадавших пассажиров работал примерно до середины сентября, когда в день стало приходить по одному человеку, или вообще никого, пункт прекратил работу. Те, кто приходил позже, подавали заявление уже непосредственно в Управление метрополитена.
Дальше отдельные зарисовки со слов участников:
... Пришла вдова молодого мужчины. Плакала. Рассказывала, как муж ей присылал смс-ки с сердечками. В день аварии он проспал. Она сама разбудила его на работу. Через час услышала по радио о катастрофе в метро. Так надеялась, что муж хотя бы жив, он был спортсменом. Позвонили с работы, сказали, что нет. Мы потом посмотрели бумаги - у него шансов вообще не было с такими травмами. У всех глаза на мокром месте.
... В аварии погибло двое китайцев. Приехали их родственники (человек десять) и представитель посольства. Пока оформляли документы, прошло два-три часа. Родственники улеглись спать прямо на лавках в фойе, видимо, устали с дороги.
... Погиб мужчина. Выплата полагается иждивенцам. Приехали две бывшие жены (у обоих несовершеннолетние дети) и старушка мать. Такое было ощущение, что самое хорошее, что он сделал в жизни, это погиб и обеспечил родных. Никто его не жалел. Хотя не мне судить...
... Когда принимала заявления, то приходила вечером домой и плакала. Через неделю обнаружила, что могу спокойно слушать рассказ о погибшем человеке и параллельно спрашивать номер паспорта вдовы. Наверно, у полицейских и врачей так и происходит, иначе нельзя работать в такой профессии.
... Когда ездили по больницам, зашли в палату к молодому парню из Таджикистана. Я ему говорю - за то, что ты пострадал в аварии, тебе полагается миллион рублей. Он смотрит на меня и спрашивает, миллион - это много? Я отвечаю - очень много! Говорю, позвони кому-нибудь из родственников, кому доверяешь, пусть приедет, заберет деньги и спрячет их. А то мало ли... До сих пор помню, какой у него почерк был красивый.
... Мать с дочкой приехали в Москву - дочке должны были делать операцию на сердце. Операцию отложили на месяц. Мать с дочкой сняли комнату в Южном Бутово и подрабатывали уборщицами. В день аварии ехали в больницу сдавать анализы или еще зачем. Обе получили травмы, но относительно нетяжелые (трещины ребер, еще что-то). Их забрала скорая. От госпитализации, конечно же, не отказались - больничная палата на двоих с диетической четырехразовой едой на порядок превосходила по комфорту их арендованную комнату в Замкадье. Обе получили по миллиону. Когда они пришли подписать какие-то бумаги, спрашивали, где в Подмосковье можно купить квартиру за два миллиона. Надеюсь, у них все нормально.
... Приходил азербайджанец. Все показывал видео, которое он заснял в поезде. Очень обижался, что никто не хочет его смотреть. Спрашивал - а разве вам не интересно? Да тяжко все это смотреть уже было, какой тут интерес...
... По разным документам было разное число погибших. Стали уточнять. Выяснилось, что на одного человека сначала насчитали больше. Понятно, почему?
... Пришел дедушка восточного вида. В домашнем халате и шлепанцах. Сказал, что из Склифа. Принес справку, что была клиническая смерть. Стали смотреть перечень пострадавших Департамента здравоохранения г. Москвы, а там его нет. Звоню в Департамент - почему в списках нет такого-то? Отвечают - списки давал Склиф. Звоню в Склиф. Называю фамилию дедушки. А те говорят - да, помним его. Он не пассажир метро. Шел по улице мимо входа в метро. Оттуда начали выносить трупы. У дедушки остановка сердца. Падает рядом. Его кладут в вертолет с остальными пострадавшими. В общем, сказали мы дедушке, что платят только тем пострадавшим, кто есть в списке Департамента, или у кого есть постановление следователя о признании потерпевшим. В списке тебя, дед, нет, так что думай сам. Проводил его до метро. У деда даже денег не было, купил ему проездной. Обнимал, называл братом, обещал не забыть. И что вы думаете? Через несколько дней принес постановление следователя о признании себя потерпевшим и получил свой миллион рублей. Забыл. И слава Богу. Не для того живем.
... Пожилой мужчина. Заполняет документы и вдруг начинает подозревать, что мы ему не верим. Мы говорим, порядок такой, заявление надо заполнить. А он вдруг снимает рубашку и начинает свои шрамы показывать. А там девушки молодые были. Неудобно...
... Врачи в больнице рассказывали. Как только пострадавшие пассажиры узнали, что дают какие-то деньги, так самочувствие у всех резко ухудшилось. Вчера еще бегал, хотели выписывать, а сегодня лежит хладным телом и почти не шевелится. А получил деньги и снова забегал.
... Пришел экстрасенс. Сказал, так мол и так, я знаю, отчего произошла авария. В этом месте энергетический разлом. Мы быстро пробили его по интернету - да, есть такой экстрасенс. Слава богу, что не сумасшедший, хотя кто их там разберет. В общем, дали ему лист бумаги и ручку - пиши, родной, заявление на имя руководителя метрополитена о своем открытии.
Следует отметить, что выплаты были не только от метрополитена, но и от Правительства Москвы. Их размер составлял - 1 миллион семьям погибших, и до 500 тыс. руб. пострадавшим (в зависимости от тяжести причиненного вреда).
Не знаю, какой вывод сделать из всего и нужно ли... Разве что совет страхового юриста, если пострадали в транспорте или на предприятии или еще где - всегда вызывайте скорую и лежите в больнице, пока Вас оттуда не выгонят. Так оно надежнее будет, в плане денег.
P.S. Многие пострадавшие в той аварии до сих пор боятся спускаться в метро...