Я не могу сказать, что был "знаком" с Алексеем Леоновым. "Знакомство" - это все-таки какие-то личные отношения, наверное, а у нас никаких личных отношений не было. Просто мне повезло несколько раз брать у него интерьвью. Пару объемных, и еще несколько коротеньких поздравлений перед праздниками. Когда в фойе отлавливаешь знаменитостей, и просишь их быстренько поздравить телезрителей с чем-то там надвигающимся. А сам в это время уже косишь глазом в сторону следующей знаменитости, чтобы не убежала. Короче, не были мы знакомы.
И тем не менее, мне есть, что сказать об Алексее Леонове. Нет, не то, как он застрял в люке шлюза космического корабля и чуть не погиб во время возвращения из "космического пространства". Об этом все знают. И не то, что он должен был стать одним из первых людей на Луне по советской программе высадки человека на эту планету. Была такая программа, и людей готовили, и технику, и Алексей Архипович всегда жалел о том, что эту программу свернули только из-за того, что американцы успели первыми...
Не это я хочу рассказать. А то, как однажды стоял я в толпе журналистов у входа на какой-то форум. Я уже даже не помню, на какой, кажется, было что-то, связанное с кино. А мимо нас проходили Небожители - участники. И Леонов - среди них. У него же, кстати, фильмография вполне себе солидная. Он и сценарии писал, и в художественном кино работал, а уж в документальном - так не мне вам рассказывать, сколько... И встретился я с ним глазами. Улыбнулся, кивнул. И Алексей Архипович, первый человек в открытом космосе, сошел с красной дорожки, подвинул вежливо толпу, и протянул мне руку. Поздоровался, и дальше пошел. Толпа на меня посмотрела так, как будто это я дважды Герой, честное слово!
Нет, это я не к тому, что, дескать, "Смотрите, какой я крутой, сам Леонов со мной здоровается". Вовсе нет. Я больше, чем уверен, что Алексей Архипович меня даже не помнил - сколько таких, как я, задавали ему надоевшие вопросы? Сотни. Если не тысячи. Конечно, не помнил. Но мы встретились глазами. Улыбнулись. И он понял, что вот так вот пройти мимо, наверное, будет не очень вежливо. И решил подойти и пожать руку.
Вот вы скажете - пустяк, чепуха, нашел, что вспомнить о дважды Герое, лучше бы о советской "Лунной программе" рассказал... А я вам скажу - далеко не пустяк. А факт, который полностью раскрывает человека. По-настоящему Великого и Большого.
Знаете, вот о таких вещах лучше всего рассказывает случай из биографии Любови Орловой, знаменитой нашей киноактрисы. Она работала в театре, и однажды ее пригласил на день рождения обыкновенный рабочий сцены. Он всех пригласил, весь коллектив театра, всю труппу. От главного режиссера до билетерши. А на день рождения пришла только Любовь Орлова. Одна. И сидела до конца, и водочкой угостилась, и закусила, чем Бог послал, и песни с людьми попела. Все, как положено.
На нее потом ее подруги кричали - дескать, как же так, ты - всенародно любимая, чуть ли не богиня, с тобой сам Сталин за ручку здоровается и улыбки дарит, а ты поперлась на окраину города, в трущобы, с каким-то рабочим сцены водку пить... На что она ответила: "Вот потому и поперлась, что я - Любовь Орлова".
Понимаете? Не рабочий сцены - крут, что к нему на день рождения Любовь Орлова пришла. А она - Великая, потому что не погнушалась.
А у нас сейчас не то, что мало, кто так поступает, а еще и мало, кто понимает, почему для Великих - обязательно сворачивать с маршрута и протягивать руку забытому человеку. Который тебе улыбнулся и показался знакомым.
Вот поэтому они - по-настоящему Великие. Без пиара. Без раскрутки и ротации. А сами по себе, какие есть. Великие - и никакие больше.
Жаль, что их, - настоящих, - уже почти не осталось. Кто, как не они, сможет научить молодых тому, что есть настоящее Величие, и чем оно отличается от сиюминутной дешевой популярности? Кроме них - некому.
А Алексей Архипович еще и крылатым был.
Очень грустно. Очень...