Найти в Дзене
История других

Антисемитизм без евреев. Феномен Нового Времени.

Как мы увидели, антиеврейские настроения с эллинистического периода до средневековья претерпевали разительные изменения.

Сегодня обратимся к раннему Новому Времени, а точнее к XVI-XVIII векам, и посмотрим на парадокс Западной Европы: как антисемитизм без евреев вокруг стал новым философским учением?

Для начала отметим, что в Раннее Новое Время появлялось множество новых движений. Например, Реформация (изменение католической церкви, которые привели к ее расколу) , Просвещение (развитие научной, философской и общественной мысли), гуманизм т. д. Происходят исследования и колонизация территорий Америки, Африки и Азии, что привело к современной глобализации и возникновению ранних форм капитализма.

Ранее Новое Время для современников - время перемен. Менялись представления о мире, жизненные уклады людей. Именно это время принесло в Европу политические, экономические и религиозные изменения.

А что с евреями? Подвергнувшись повсеместным погромам и гонениям (подробнее здесь), евреи переселяются, и центр их жизни уже не сосредоточен в Западной Европе. Происходят массовые миграции для поиска более благоприятных условий для жизни. Так, большая часть еврейского населения оказывается на территориях Восточной Европы и Османской империи. На карте видно, когда и куда переселялись евреи.

Карта переселения евреев из Западной Европы с 1100 - 1600 гг.
Карта переселения евреев из Западной Европы с 1100 - 1600 гг.

Антисемитизм как философское учение

Интересно, что происходит в это время в Западной Европе. Как мы поняли, еврейское население там в разы сокращается, однако антисемитизм не переселяется вместе с евреями, а остается в Западной Европе и процветает без них. Возникает своего рода парадокс. Ведущие философы и мыслители интеллектуальной элиты того времени создают все новые антиеврейские идеологии, и возникает вопрос: А зачем, если евреев- то больше нет?

Ответ, как ни странно, с евреями не связан.

Как уже было сказано выше, Раннее Новое Время было богато на разнообразные перемены и различные движения: Реформация, Просвещение, гуманизм, научная революция, первые признаки секуляризации и т. д. Все эти движения, сталкиваясь друг с другом, обращаются к евреями как к традиционному "другому", используя их для определения своих позиций во внутренней христианской полемике.

Так, если брать в пример Реформацию, то мы видим очень двоякое отношение к евреям:

С одной стороны, протестанты, пытаясь определить свою идентичность и отделиться от Католической церкви, обращаются к иудаизму, изучают иврит, переводят Библию с иврита, проявляют интерес к еврейским комментариям, переводят молитвенники и еврейскую философию.

Но с другой стороны, подвергшись нападкам католиков и обвинениям в том, что они иудаисты и похожи на евреев, протестанты создают острую антиеврейскую полемику.

Мартин Лютер
Мартин Лютер

Эта двойственность отчетливо видна в Мартине Лютере, основателе протестантизма, который в своих ранних работах, особенно в труде "Иисус Христос родился евреем", показал очень позитивные тенденции по отношению к евреям, критикуя церковные антииудейские традиции, для того, чтобы определить себя против традиционного христианства.

Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так же, как мы, язычники, обращаемся с евреями, то из язычников никогда не получилось бы ни одного христианина
Мартин Лютер. Иисус Христос родился евреем.

Но после того как него напала церковь, он обращается к радикальной антиеврейской позиции. Причем он не поддерживает старые антисемитские идеи, а создает новые. Это хорошо видно в труде "О евреях и их лжи"

Мартин Лютер создает целую рекомендацию из семи пунктов для того, чтобы обратить евреев в лютеранство. Приведу выдержки из его труда:

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. ..
Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома...
В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству...
В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти...
В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении...
В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото, и отложить все это...
В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатывают хлеб в поте своего лица...
Мартин Лютер. О евреях и их лжи.

Ничего не напоминает?

Таким образом, Западная Европа в Раннее Новое Время была практически лишена евреев. Но антисемитизм из простой ненависти к "другим" и приписывания евреям разных стереотипов трансформировался в целое философское учение, что становится для евреев намного более опасным.