Найти тему
Погодкина мать

Как научить детей делиться

Когда я наблюдаю за взаимоотношениями моих детей, я не устаю умиляться. Они делятся друг с другом. Когда мы идём в магазин, чаще всего они выбирают такие вкусняшки, которые можно разделить на всех. Даже если я им покупаю по киндеру, каждый даёт мне по кусочку шоколадки. Более того, они обменивают кусочками лакомства между собой.

В такие моменты моё материнское сердце переполняется радостью и гордостью. И пусть им пока только 4 и 3 года, мы будем стараться сохранять эту добрую традицию.

При этом сама я делиться не люблю. Не скажу, что жадина, но вкусность скорее припрячу в укромном месте. Чтобы точно не пришлось делиться. Поэтому желание детей разделить свои собственные вкусности вызывает у меня двойное удивление и умиление.

Так как я их этому научила? Есть вариант, что они изначально такими родились, но это не точно. Начали мы ещё в песочнице.

Представьте, ваш ребёнок играет со своими игрушками. Какими-то активно пользуется, а какие-то просто лежат рядом. Приходит другой малыш. Он видит новые для себя игрушки. Ему очень хочется поиграть с нашей машинкой, он берёт её в ручки.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Как только ваш малыш это замечает, он начинает плакать. Ему тоже срочно нужна его машина! Что вы делаете? Предлагаете разрешить другому ребёнку поиграть или забираете обратно, рискуя выслушать от другой мамы фи и вопль того ребёнка?

На самом деле единственно верной стратегии поведения нет. Действуем по обстоятельствам. И обращаемся к своему ребёнку, даже если он ещё не говорит.

- Солнышко, может быть, ты разрешишь тому мальчику поиграть с твоей машинкой? Он её покатает и вернёт.
- Неть! - мой сын сурово хмурит брови.
- Может быть, у тебя есть машинка, которую ты дашь ему вместо этой?
- Неть!
- А что если мы поменяемся? - другие мамы обычно выдыхают в этот момент. - Давай спросим у мальчика, какие у него машинки. Так ведь веселее всем будет.

Обычно это работает. Но не всегда. Если мой ребёнок настаивает на том, чтобы вернуть свою машину немедленно, то мы возвращаем. Для этого я прошу другого ребёнка возвратить нам игрушку:

- Солнышко (или зайка. У меня все дети солнышки и зайки на площадке, так проще), пожалуйста, отдай нам машинку, она нам нужна.

Дети отдают. Не всегда они делают это с радостью, но плачут редко. Это с мамой можно поскандалить, а с чужой тётей - нет. Мало ли что от неё ожидать можно.

При этом в отношении моих детей действуют строгие правила:

  1. Без разрешения ничего не берём.
  2. В чужие коляски даже не заглядываем.
  3. Если взяли чужое, благодарим. И возвращаем сразу же, как просят.
  4. Если другой ребёнок с нами не делится, то и мы не обязаны давать ему свои игрушки.
  5. Дети сами решают что и кому они дают.
  6. Уважаем частную собственность.

Да, для меня детские игрушки - расходный материал. Что-то ломается, что-то теряется. Но для моих детей это собственность. Вы знали, что именно наличие собственности позволяет нам чувствовать себя защищёнными?

Одна упаковка мелков, одна идея - и вот уже все рисуют город. Все довольны!
Одна упаковка мелков, одна идея - и вот уже все рисуют город. Все довольны!

Поясню на примере. Я сижу у себя дома. Ко мне может зайти только тот, кого я пущу. И уйти он должен тогда, когда я скажу. При этом если он попробует ворваться или остаться силой, на моей стороне будет полиция. Приедут сильные парни с огнестрельным оружием и помогут мне отстоять мои права.

А что происходит в песочнице? Масштаб, конечно, меньше. Но не менее важный для ребёнка. Для него мама - это и государство, и полиция, и судья, и адвокат, и прокурор в одном лице. И в тот момент, когда мама заставляет делиться, - это как-то неприятно.

Это как если бы приехала ко мне полиция и сказала:

- Тебе жалко что ли? Пусть Иван Петрович переночует у тебя. Не убудет. А ему спать негде.

И когда мы говорим про квартиру, абсурдность ситуации видна сразу же. Так же должно быть и в песочнице.

Мои дети не становятся жадинами или "плохими мальчиками", если не дают другим что-то. Особенно на это любят надавить бабушки. Одна бабушка возле песочницы поджала губы и активно обсуждала, какие у меня невоспитанные дети.

Знаете, некоторые выбирают такой способ общения: громко, чтобы все слышали она обращается к своему внуку теми словами, которые боится высказать мне в лицо. Мы так иногда в садике делали.Я не выдержала. Но уходить мы не стали. Ушла бабушка, таща за собой внучка.

-Какая у вас красивая сумка! - восхищённо прервала я её бубнёж.
-Спасибо, - от неожиданности буркнула в ответ бабушка.
-Мне она так нравится! Такая замечательная! И вам идёт! - продолжала я.
-Спасибо, - бабушка уже немного расслабила губы.
-А дайте мне её на пару дней? Я верну, честно! И не сломаю, не потеряю, - уверяла я.
-Да вы не в себе, милочка! - возмутилась бабуля. - Коленька, пойдём скорее отсюда!

Вот вам и двойные стандарты. Она так активно распекала моих детей за нежелание делиться, а сама... эх!

Когда мои дети чувствует себя под защитой, им проще расслабиться. И поделиться. Они знают, что игрушку вернут тут же, по первому требованию. Что не надо за неё цепляться.

Но игрушку-то вернём целой и невредимой. Делиться вкусностями сложнее. Тут я использовала приём позитивного закрепления.

-Можно я попробую твою шоколадку?
-Да, - сын протягивает мне кусочек.
-Ого, как же вкусно! Спасибо, мой родной, мне так приятно, что ты поделился со мной.

Тут подключается его брат. Он тоже хочет слышать похвалу. А потом сравниваем - у кого же вкуснее? Вкусно у всех. И все довольны.

Понравилась статья? Тык на пальчик вверх и напиши комментарий. Поддержи автора! Подпишись на канал.