Игорь Кваша был в первую очередь актёром театральным, возможно, поэтому он и не был настолько популярен, как те, кто много снимался в кино. Хотя прекрасные киноработы были и у него.
Родился Игорь Кваша 4 февраля 1933 года в Москве. Он был "ребенком из хорошей семьи" - отец Игоря, Владимир Ильич, был признанным ученым, доктором химических наук и заведующим кафедрой МХТИ. Мать, Дора Захаровна, - дефектолог и сурдопедагог. Мальчик рос активным, любознательным и развитым.
Но пришла война и всё изменилось. Отец, невзирая на регалии, добровольцем ушел на фронт и в 1942 году пропал без вести. Долгое время считалось, что он погиб под Новгородом и лишь много позднее стало известно, что Владимир Кваша попал в плен и был расстрелян немцами за отказ от сотрудничества.
Игорь с мамой еще в начале войны были эвакуированы в Сибирь. Там мальчик увлёкся театром и впервые вышел на сцену в сказке "Морозко", которую показывали по госпиталям раненым бойцам. В эти годы "мальчик из хорошей семьи" практически жил и воспитывался на улице - мать была вынуждена много работать и времени на сына у нее просто не оставалось. Улица воспитала у Игоря склонность к рискованным поступкам и обострённое чувство справедливости.
После войны семья вернулась в Москву. Мать с тревогой смотрела, как подросток всё больше и больше отбивается от рук и, чтобы отвлечь сына от улицы, стала водить его на все театральные представления, на какие удавалось достать билеты, а после уговорила его поступить в театральную студию при Доме пионеров. Театр захватил Игоря полностью. Никаких вопросов "кем быть" у него больше не возникало и в 1950 году он с первой попытки поступил в школу-студию МХАТ. И почти сразу же женился на своей однокурснице, Светлане Мизери. Но скоропалительный брак удачным не оказался и пара почти сразу распалась.
После окончания школы-студии Игоря приняли в знаменитый МХАТ. Но он не проработал в нём и двух лет. В это время он познакомился с Олегом Ефремовым, заразившим его идеей создания нового театра. Так родился "Современник", которому Кваша был предан всю жизнь.
В 1956 году на отдыхе в Крыму он познакомился с Татьяной Путиевской. "Курортный роман" перерос в роман всей жизни. Они прожили вместе 52 года, до самой смерти артиста. Татьяна, врач-рентгенолог, человек "серьёзной профессии", нежно любила своего ранимого и талантливого мужа.
Театральная карьера складывалась блестяще, в "Современнике" он сыграл почти полсотни ролей, среди них немало и главных. А вот с кинематографом отношения поначалу складывались плохо. Игорь начал сниматься в 1961 году, но с ролями не везло, приглашали в основном на малоинтересные роли в довольно посредственные фильмы. Впрочем, довелось ему сыграть и Карла Маркса (фильм "Год, как жизнь", 1966) и Якова Свердлова (фильм "Штрихи к портрету В.И.Ленина", 1967-1969). В "золотой фонд" фильмы, правда, не вошли, но роли, безусловно, были интересные, а по тем временам еще и ответственные.
Настоящий прорыв случился в 1971 году, после выхода фильма "Достояние Республики". Великолепный фильм с потрясающим актёрским составом был принят зрителями восторженно. И не оценить по заслугам Игоря Квашу, сыгравшего в нём едва ли не самую зловещую фигуру - атамана Лагутина, было просто невозможно.
После успеха фильма "Достояние Республики" Игорю Кваше начали предлагать роли достаточно активно и он мог позволить себе выбирать. Следующим известным фильмом стала "Соломенная шляпка" (1975 год), в которой Кваша сыграл небольшую, но яркую и запомнившуюся зрителям роль лейтенанта Эмиля Тавернье. Интересно, что и в этом фильме, как и в "Достоянии Республики", Кваша снимался вместе с Андреем Мироновым.
Всего в "копилке актёра" - 73 фильма. Правда, в основном, к сожалению, ему предлагали роли второго плана, а то и вовсе эпизодические, но Кваша умел и эпизодическую роль сделать яркой и запоминающейся. Он не был, как это нередко случается с актёрами, заложником одного образа, его роли очень и очень разноплановы.
Вот, например, совершенно чудесный Тролль из фильма-сказки "Принцесса на горошине" (1976 год) снятому по сказкам Г.Х.Андерсена.
Кстати, это едва ли не единственный случай, когда жгучий брюнет Кваша сыграл блондина.
Говоря о кино-ролях Игоря Кваши невозможно не упомянуть и самую, наверно, известную - роль бургомистра в фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен". По большому счету, одной этой роли было бы достаточно, чтобы актер навсегда остался в памяти зрителей. Вспоминается замечательная фраза из детского фильма "Волшебная лампа Алладина" - "Так всё-таки, раб - или друг?". Герой Кваши не находит ответа на этот простой вопрос.
Кваше вообще везло с режиссёрами. Через несколько лет после съёмок у Марка Захарова Алла Сурикова пригласила его в свой новый фильм "Человек с бульвара Капуцинов". В нём Игорь Кваша сыграл беспринципного пастора Адамса - и как сыграл!
Завершая тему киноработ Игоря Кваши хочется вспомнить еще одну его роль - и снова совершенно непохожую на другие. Это роль злокозненного Жреца Бога Солнца в последнем советском фильме "Сердца трёх". Хорошо заметно, с каким удовольствием играет актёр эту роль и сколько прекрасного чувства юмора привносит в неё.
Последний раз он снялся в 2012 году в документальной фильме "Глас Божий", рассказывающем об истории создания музея имени А.С. Пушкина.
В 1998 году на телевидении была создана передача "Жди меня" (первоначальное название - "Ищу тебя") и её создатели пригласили Игоря Квашу на роль ведущего. Он согласился и бессменно вёл эту передачу практически до самой смерти, даже будучи уже сильно больным человеком. Как рассказывают его коллеги по этим съёмкам, Кваша не мог оставаться равнодушным и воспринимал истории чужих людей очень близко к сердцу. Это было заметно по передачам и делало их особенно близкими зрителям.
У актёра была тяжелая неизлечимая болезнь бронхов, отчасти спровоцированная многолетней привычкой к курению. 30 августа 2012 года он скончался в одной из Московских больниц. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы.
********************************************************
"Достояние Республики"
"Сердца трёх"